Целью любого бизнеса выступает получение прибыли. Обязательным условием для этого выступает необходимость реализовать собственную продукцию в виде товара или услуги. Логичным следствием такой постановки задачи становится необходимость привлечения грамотных и эффективных менеджеров по продажам. Именно от работы специалистов этого профиля в конечном итоге зависит результат работы предприятия в целом.
Должностные обязанности
С основной функцией менеджера по продажам всё предельно ясно. Она состоит в реализации продукции компании путем продвижения на рынок. Более детальный функционал специалиста включает несколько этапов работы, в числе которых:
- прием заявки потенциального покупателя или самостоятельный выход на клиента;
- проведение переговоров в части согласования возможных условий сотрудничества;
- составление и подписание договора, а также других документов, необходимых для реализации товара или услуги;
- контроль за реализацией сделки в плане выставления счетов, проверки поступления оплаты, отгрузки и получения товара потребителем;
- проведение переговоров по дальнейшему сотрудничеству с целью перевода клиента в категорию постоянных покупателей.
Последний пункт нередко становится самым важным. Это вполне логично, так как создает постоянный канал сбыта, который намного выгоднее и привлекательнее для любого производителя, чем временный.
Плюсы профессии
Профессия менеджера по продажам входит в число самых востребованных. Причина такого положения дел очевидна: подобный специалист необходим практически любому участнику рынка, вне зависимости от специфики и масштабов деятельности ИП или организации.
Другие существенные преимущества получения работы менеджером по продажам:
- Универсальность. Полученные навыки и опыт с легкостью применяются в самых разных сферах деятельности.
- Контакты. Сказанное в полной мере распространяется на полезные знакомства, которые без проблем переносятся на другую работу или должность.
- Четкая зависимость зарплаты от конечного результата труда. Оплата труда специалиста практически всегда зависит от объема продаж. Поэтому для квалифицированного менеджера попросту нет ограничений по уровню дохода.
- Карьерные перспективы. Профессиональный рост менеджера по продажам позволяет занять любую должность, вплоть до руководителя предприятия. Главное для этого – демонстрировать хорошие результаты труда и заниматься самообучением.
- Свободный рабочий график. Результат работы специалиста – заключенные сделки. Сколько на их оформление требуется времени, руководство не интересует. А потому менеджер самостоятельно планирует собственное расписание.
Немаловажным дополнительным плюсом профессии становится возможность официального трудоустройства без необходимости в обязательном порядке получать высшее образование. Для работы менеджером по продажам достаточно успешного завершения колледжа. Такой вариант построения профессиональной карьеры имеет несколько серьезных преимуществ. Например, возможность начала работы уже в районе 18 лет.
Другой существенный плюс – минимальные требования к поступающим в колледж. Им не требуется сдавать пугающие многих потенциальных абитуриентов ЕГЭ, так как прием происходит на основании среднего балла в школьном аттестате.
Еще одним очень весомым преимуществом становится возможность получения льгот при последующем поступлении в вуз. Она возникает в том случае, если для обучения выбран колледж при институте или университете. Такие структурные подразделения созданы сегодня большей частью престижных вузов страны, включая столичные. Например, Колледж мировой экономики и передовых технологий (КМЭПТ), открытый при ИМЭС. Выпускник колледжа принимается в вуз на основании итогового тестирования или экзаменов в ссузе. Другими словами, успешное поступление в институт или университет практически гарантированы. Всё, что требуется для этого, – надлежащие старания в ходе базовой подготовки по специальности.
Минусы специальности
Работа менеджером по продажам сопровождается несколькими достаточно ощутимыми недостатками. В числе самых значимых выделяются такие:
- Стрессовые психологические нагрузки. Реализация продукции, особенно в условиях высокой конкуренции на рынке, – далеко не самая простая задача. Ее успешное решение требует серьезного напряжения, которое нередко выливается в стрессы и эмоциональную опустошенность.
- Ненормированный рабочий график. Недостаток, который логично вытекает из схожего достоинства. Для успешного менеджера становится основанием для отдыха, для не очень успешного – стимулом к дополнительной загрузке.
- Плановые показатели. Для значительной части компаний обязательным требованием к специалисту становится определенный уровень продаж. Невыполнение плана оборачивается наказанием вплоть до увольнения.
Важным недостатком выступает необходимость постоянного изучения выпускаемой предприятием продукции. Также крайне желательным становится аналогичный анализ, направленный по отношению к товарам или услугам конкурентов. В обоих случаях от менеджера требуются дополнительные затраты времени, иногда – достаточно серьезные. Но без досконального знания плюсов собственной продукции и недостатков товаров конкурентов добиться успеха удается нечасто.
Уровень заработка
Сказанное в отношении рабочего графика менеджера по продажам справедливо и по отношению к зарплате. С одной стороны, привязка к результату профессиональной деятельности позволяет рассчитывать на высокий доход. Но с другой – в случае неудачи рассчитывать на достойный заработок не приходится. Тем более в большинстве случаев величина оклада устанавливается на достаточно скромном уровне. А потому к квалификации, опыту и эффективности работы специалиста предъявляются еще более серьезные требования. Как и к качеству базовой подготовки сотрудника, получаемой в колледже.