Содержание:
Образовательные системы разных стран всегда развивались по внутреннему распорядку с учетом особенностей государственного строя и других реалий. Глобализация же затронула и эту сферу социальных, а также политико-экономических отношений. Потребовался единый стандарт – сначала для ограниченного, затем для более широкого числа стран.
Постоянно меняющаяся политическая или экономическая повестка, изменение климата, возникновение множества глобальных проблем – всё это вызвало спрос на международных специалистов высокого уровня. Но при различиях программ обучения в вузах разных стран выпускники должны были постоянно доказывать свою квалификацию или легитимность диплома при желании работать за границей.
В 1999 году рядом европейских стран была утверждена двухуровневая Болонская система образования. Симбиоз магистратуры и бакалавриата к тому времени уже успешно существовал в Соединенных Штатах Америки, Австралии, а также Канаде.
Европейцы приняли эту структуру обучения на базе Болонского университета при подписании Болонской декларации. Сегодня ее придерживаются более 45 государств. Россия присоединилась к новому формату в 2003 году.
Двухуровневая система образования: что это такое
Согласно принятым правилам, высшее образование состоит из двух уровней – бакалавриата и магистратуры. Каждый из уровней длится определенное количество лет и предполагает прохождение итоговой аттестации. Учебные программы различаются по следующим параметрам:
- Бакалавриат. Обучение длится 4 года. За это время студенты изучают общие и профильные дисциплины на базовом уровне. После сдачи итоговой аттестации выпускнику присваивается степень «Бакалавр». Документ подтверждает квалификацию по той или иной специальности. С «корочкой» бакалавра можно устроиться на те должности, которые требуют законченного вузовского образования.
- Магистратура. На получение степени магистра уходит 2 года. Выпускник бакалавриата может продолжить свое обучение, углубившись в область полученной квалификации или выбрав какое-то другое направление. Магистратура развивает аналитические навыки, позволяет решать более сложные задачи или заниматься научной работой. По окончании выпускник получает диплом со степенью «Магистр» и при трудоустройстве может претендовать на руководящие должности. Оконченная магистратура будет существенным конкурентным преимуществом при поиске работы. Магистры также часто продолжают научно-исследовательскую или преподавательскую деятельность.
Как возникла Болонская двухуровневая система образования
Свое название новая образовательная система получила в честь Болонского университета, где проходило заседание ответственных лиц. Этот университет – одно из самых старых европейских высших учебных учреждений. Он основан в XI веке.
Первое упоминание о необходимости создания общей образовательной системы датируется серединой 70-х годов ХХ века. Тогда представителями некоторых европейских стран была подписана резолюция о взаимодействии в области образования.
В 1998 году министры четырех европейских государств сошлись во мнении, что отсутствие общепринятого стандарта обучения во многом мешает плодотворному международному сотрудничеству. На момент подписания Болонской декларации в составе участников было только 29 стран, далее их число начало стремительно расти.
Согласно декларации, для вступления требовалась реформа высшего образования в стране. После принятия государства в состав членов движения дипломы вузов стали легальными на территории других стран, выпускники получили единые права. Им больше не требуется сдавать дополнительные экзамены для подтверждения квалификации.
{loadmoduleid 157}
Преимущества двухуровневой системы образования
Положительных результатов интеграции Болонской системы в российское высшее образование оказалось довольно много:
- Коллаборация. Выпускники вузов России могут поступить в магистратуру за рубежом на основании российской степени бакалавра. Иностранные студенты могут сделать то же самое в России. Если у разных университетов есть похожие направления, студент может сочетать обучение в двух вузах, чтобы получить двойной диплом.
- Трудоустройство. После перехода на двухуровневую систему образования для получения работы за границей россиянам не нужно сдавать дополнительные экзамены, подтверждающие уровень знаний. Достаточно оформить специальное Европейское приложение к диплому на английском языке.
- Гибкость. Членство в Болонском движении обязывает российскую образовательную структуру постоянно держать руку на пульсе. Учебные программы магистратуры и бакалавриата должны постоянно меняться и подстраиваться под новые реалии.
- Экономия времени. Раньше на обучение в вузе уходило минимум 5 лет. Теперь же через 4 года можно получить документ о высшем образовании.
Другими словами, для выпускника российского вуза сегодня значительно больше возможностей, чем это было 20 лет назад.
За что критикуют двухуровневую систему образования
Несмотря на большое количество плюсов, у Болонского процесса есть критики. Они отмечают следующие недочеты в международной образовательной системе:
- Конвертация баллов. В России и за рубежом действуют разные оценочные системы. Зачастую перевод баллов из российской системы в западную может исказить реальный уровень знаний. Квалификация, оцененная в нашей стране на высший балл, при неверном переводе станет средней или даже ниже средней.
- Утечка кадров. Двухуровневое высшее образование, свободный доступ к информации открывают хорошие перспективы трудоустройства в других странах. Студенты уезжают учиться или работать за рубеж. Россия лишается ценных специалистов.
- Несовершенство учебного плана. Образовательная система нашей страны не может в срок и качественно реагировать на изменения. На создание нового плана для вуза уходят годы, за которые могут произойти новые перемены.
Перечисленные минусы нельзя назвать незначительными, но это не сдерживает эмиграцию современных выпускников. Болонское соглашение дает прекрасные возможности для личностного и карьерного роста.
Бакалавриат и магистратура в ИМЭС
В Институте международных экономических связей можно получить степень бакалавра, а также дипломы, дающие право на учебу или работу за границей.
ИМЭС выдает European Diploma Supplement – официальное приложение к диплому выпускника, составленное по международным правилам. Документ выдается на английском языке, содержит данные о выпускнике, образовательном учреждении и квалификации с оценками, является основанием для трудоустройства или учебы за рубежом.
Также институт выдает Institute of Financial Accountants (IFA) – диплом, подтверждающий соответствие образовательных программ бакалавриата международным квалификациям в области финансовой аналитики.