Содержание:
Поступив в университет, студент должен выстроить хорошие отношения не только с новыми одногруппниками. Не менее важно для него правильное общение с преподавателями вуза. Ведь именно от них в первую очередь зависит, насколько успешно студент усвоит материал и сдаст экзаменационную сессию. Поэтому рассмотрим, как нужно взаимодействовать с педагогом высшего учебного заведения.
Правила общения с преподавателями
Для начала – самые общие правила. Они могут показаться очевидными и само собой разумеющимися. Но в реальной жизни многие студенты ими со временем начинают пренебрегать и тем осложняют себе пребывание в стенах учебного заведения.
Взаимоуважение и вежливость
Студенты и их наставники в вузе обязаны относиться друг к другу уважительно, соблюдать правила хорошего тона, быть вежливыми и корректными. Студенту следует всегда здороваться с преподавателем, встречая его на территории вуза или вне ее, прощаться после окончания занятия. Ни в коем случае нельзя смеяться над педагогом, обсуждать его за его спиной, распускать о нём сплетни, грубо высмеивать недостатки. Даже если он вам действительно не нравится.
Во время занятий не полагается шуметь, привлекать к себе ненужное внимание, смеяться, отвлекать других. Недопустимо демонстративно пользоваться мобильным телефоном или оставлять звук на устройстве включенным во время лекции. Нарушая эти нормы поведения, вы выказываете неуважение и к преподавателю, и к своим сокурсникам.
Не приходите в учебное заведение в мятой или несвежей одежде, непричесанным, в грязной обуви. Избегайте излишне ярких или эпатажных вещей – особенно на первых курсах, когда важно сформировать положительное впечатление о себе.
Пунктуальность
Не нужно опаздывать на пары. Пунктуальность тоже показатель уважения. К моменту прихода преподавателя нужно быть на месте, а учебные принадлежности должны лежать на столе.
Если всё же так вышло, что вы опоздали, зайдите тихо, не привлекая лишнего внимания. Встретившись взглядом с преподавателем, кивните и шепотом поздоровайтесь. Затем займите одно из крайних мест, чтобы не идти через всю аудиторию. Тихо достаньте учебные принадлежности и начните конспектировать. Не нужно отвлекать соседей, спрашивая, какая тема лекции. Недостающую часть конспекта попросите у них уже после пары.
Границы дозволенного
Частая ошибка в общении с преподавателем – переход через границы дозволенного. Такое бывает особенно часто, если наставник молод, мягок в обращении со студентами. Бывают и те, кто выстраивает с учащимися панибратские отношения.
Даже если такое происходит, не забывайте одну важную вещь. Как бы мягок или доброжелателен ни был с вами преподаватель, он всё равно априори выше вас в вузовской иерархии. И вы должны вести себя соответствующе. Недопустимо фамильярно общаться с ним, задавать вопросы личного характера.
Возможно, когда вы окончите учебное заведение, то станете с ним хорошими друзьями. Но сейчас всё же необходимо соблюдать этикет и не нарушать принятой субординации. Иначе можно получить обратный эффект, переполнив чашу терпения.
Присутствие на занятиях
Присутствие на лекциях и семинарах необходимо в первую очередь вам, а вовсе не преподавателю. Тем не менее, регулярно посещая его занятия, вы проявите уважение и интерес к предмету и произведете приятное впечатление. Разумеется, если вы при этом соблюдаете правила поведения.
Интерес к предмету
Проявление интереса к предмету – самый действенный способ выстроить теплые отношения с преподавателем. Старайтесь не только присутствовать на всех занятиях, но и задавать вопросы по теме, отвечать на семинарах и регулярно выполнять домашнее задание. Для педагога нет большего разочарования, чем видеть, что студенты не потрудились подготовиться к его занятию. А вот заинтересованные, ответственные и инициативные учащиеся точно запомнятся и произведут впечатление.
Адекватная реакция на критику
Критику можно воспринимать по-разному. Некоторые люди обижаются на нее, считают, что к ним придираются. Другие стараются анализировать, была эта критика конструктивной или нет. Если да, то из нее стоит извлечь полезный урок. Руководствуйтесь этим правилом и в общении с преподавателем. Вполне вероятно, что он не придирается к вам, а действительно хочет направить на верный путь, указав на ваши ошибки.
{loadmoduleid 159}
Как спорить с преподавателем
Все люди разные. Различаются они по характеру, взглядам, привычкам. То же касается и преподавательского состава в учебном заведении. Одни наставники – мечта студента: лояльные, справедливые, интересно рассказывают материал и уважительно относятся к учащимся. К сожалению, встречаются и те, кто позволяет себе грубость, оскорбления, язвительные замечания или же допускает несправедливость в оценивании.
Нередко в общении студентов и преподавателей случаются разногласия и споры. Их можно разделить на две группы. Первая – споры по теме изучаемого материала. Вторая – споры, не относящиеся к преподаваемой дисциплине, но возникающие по причине расхождения во взглядах или в результате недопустимого поведения одного из участников.
Спорить ли с педагогом – решать вам. В первом случае (если речь идет об учебном материале) дискуссия бывает даже полезна. Если вы приводите возражения, преподаватель видит вашу вовлеченность и наверняка оценит ее. Но есть важный момент: ваша позиция должна быть аргументированной, обоснованной. А приводить аргументы допустимо только в вежливом ключе, без агрессии, грубости или лишнего напора.
Если же разногласие возникло по другой причине и не связано с изучаемым предметом, то лучше вообще постараться избежать спора. Иначе есть риск нажить себе серьезного врага, если преподаватель попадется злопамятный.
Как разрешить конфликт с преподавателем
Бывает, что спора избежать всё же не удалось и он перерос в межличностный конфликт. Последствия у него бывают самые неприятные:
- потраченное время;
- испорченные нервы, сильный стресс;
- пятно на репутации;
- пересдача на экзамене, отчисление из вуза.
Для начала ответьте для себя: преподаватель предвзят именно к вам или такая ситуация наблюдается со всеми студентами. Если только к вам, то перейдите ко второму вопросу. Вы уверены, что сами ничем не спровоцировали подобное отношение?
А дальше варианты разрешения конфликта могут быть разными. Вы можете просто не обращать внимания и спокойно заниматься, стараясь не давать повода к себе придраться. Или можете принципиально отстаивать справедливость, пожаловаться в деканат. Предоставьте доказательства, например тайную запись с диктофона, призовите в свидетели сокурсников.
В чью пользу разрешится конфликт, предсказать невозможно: всё зависит от конкретной ситуации и позиции руководства вуза. Поэтому, прежде чем доводить до открытого противостояния, лучше попробовать достичь мирного разрешения конфликта между учеником и преподавателем. Для этого улучите момент и поговорите с ним наедине. Будьте вежливы, спокойны, честны. Дайте понять, что вы хотите добиться мира. Возможно, вы найдете взаимопонимание и даже станете в будущем добрыми друзьями.
Преподаватели ИМЭС
То, как будет складываться общение между наставниками и студентами, во многом зависит от самого учебного заведения и его политики. К примеру, обучаясь в Институте международных экономических связей, студенты могут рассчитывать на вежливое и лояльное отношение, поддержку и помощь. Споры между студентом и преподавателем ИМЭС – редкость и носят академический характер, не переходя в межличностный конфликт.
Объяснить хорошие отношения можно тем, что в институте работают преимущественно молодые преподаватели. Они легко находят общий язык с молодежью, умеют общаться со студентами на их языке, подыскивать к ним подход. Это позволяет повысить мотивацию и вовлеченность учащихся, заинтересовать их дисциплиной.
Кроме того, все преподаватели ИМЭС – сильные специалисты. Они блестяще знают свой предмет и имеют практический опыт в профессии. К тому же они владеют современными преподавательскими методиками и умеют сделать учебный процесс действительно эффективным.