Содержание:
Проблема социализации студентов существует, и в последние годы ее значимость увеличивается. Согласно статистике, только около 20 % студентов имеют высокий показатель социализации в вузе, то есть у них нет проблем с социально-психологической адаптацией. По-прежнему существуют отчисления учащихся из-за невозможности социализироваться в учебном заведении. Поэтому для педколлектива вуза так важно уделять значительное внимание процессам социализации и адаптации студентов.
Что такое социализация студентов
Под этим термином понимают формирование личности молодого человека в определенных социальных условиях, изучение общественных ценностей и норм. Результатом этого сложного и многогранного процесса становится принятие студентом принципов и традиций конкретного вуза. Это необходимо для успешной учебы и профессионального становления специалиста. Если учащийся не воспринимает требований вуза, это влияет на результаты учебы, взаимоотношения с другими студентами и преподавателями, в дальнейшем – на его успешность как специалиста. Поэтому социализация важна не только для самого студента, но и для общества в целом.
По сравнению с воспитанием социализация трактуется более широко, так как в ней человек не является пассивным объектом, а играет активную роль. Для студенческой молодежи важно иметь возможность самостоятельно выбирать свой образ жизни и объект для подражания. Приоритетное направление социализации в учебном заведении – получение профессиональных знаний, а также формирование способности к переквалификации, уверенности в своей конкурентоспособности.
Социальная и профессиональная социализация студентов очень важна для их послевузовского периода. В условиях конкуренции на рынке труда требуются активные компетентные специалисты, способные быстро адаптироваться к меняющимся условиям.
Как проходит социализация в вузе
Главная задача педагогического коллектива – создать условия для успешного формирования и всестороннего развития личности студента. Это нравственное и правовое воспитание, развитие позитивных форм социальной активности, поощрение к участию в общественной жизни учебного заведения.
Основная ответственность за социализацию студента в вузе возлагается на преподавателей и администрацию. Преподавателям необходимо индивидуализировать учебный процесс, применять современные методы обучения, использовать информационные технологии, совершенствовать методику преподавания, следить за последними достижениями научно-технического прогресса в своей области и общими экономическими тенденциями. Педагогическая и психологическая поддержка должны стать стимулом для самореализации и самоутверждения студента.
Кроме общения с преподавателями, на социализацию влияет учебный процесс, общение с другими студентами, общественно полезная и профессионально-трудовая деятельность и другие факторы. Большую роль в решении проблем социализации студентов играет студенческое самоуправление. Активное вовлечение новичков в самоуправление, организация с их помощью культурных и спортивных мероприятий позволяют заинтересовать студенческую молодежь общественной жизнью учебного заведения, ускоряет процесс адаптации к вузовскому процессу обучения и жизни в общежитии.
Отсутствие продуманной системы социализации в вузе может привести к десоциализации студента, в том числе к деструктивному поведению (конфликты, прогулы, неуспеваемость), неверию в свои силы, отсутствию стремления к развитию.
Особенности адаптации студентов в вузе
Годы студенчества – важнейший период социализации человека. Студент попадает в новую среду, где его окружают незнакомые люди. Лекционно-семинарская система обучения отличается от привычной школьной, требует от студента новых навыков учебной деятельности, большей самодисциплины, повышения ответственности за результат учебы. Стиль преподавания также отличается от школьного: он требует самостоятельности, умения работать с литературой, воспринимать большие объемы информации.
Поэтому первокурснику необходимо время и помощь, чтобы адаптироваться с наименьшими усилиями и потерями. Скорость адаптации во многом зависит от индивидуальных способностей студента: кто-то легко привыкает к переменам и сходится с новыми людьми, а кому-то понадобится больше времени. Большинство вузов проводят мероприятия, помогающие первокурсникам быстрее адаптироваться: от продуманного формирования групп до чтения курса «Введение в специальность».
Как первокурснику быстрее адаптироваться
Скорость и комфорт адаптации во многом зависит от самого студента. Начните знакомство с выбранным вузом как можно раньше – со дня открытых дверей. Даже небольшая прогулка по учебным корпусам позволит оценить условия будущей учебы. И еще несколько советов:
- изучайте новое окружение, постарайтесь влиться в коллектив, заводите друзей – и учиться, и отдыхать интересней вместе;
- наладьте режим дня – нельзя прогуливать лекции, но и просиживать над учебниками ночь тоже не стоит, не забывайте отдыхать;
- не прогуливайте – как бы ни хотелось проспать первую пару или пропустить последнюю, не стоит этого делать, ведь впереди сессия;
- учитесь конспектировать – не надейтесь на чужие конспекты, учитесь конспектировать сами, фиксируя самое важное, первое время можно использовать диктофон;
- готовьтесь к сессии заранее.
{loadmoduleid 159}
Преимущества обучения в ИМЭС
Институт международных экономических связей большое внимание уделяет социализации студентов. Опытные преподаватели умеют найти индивидуальный подход к каждому обучающемуся, чтобы помочь ему наиболее полно раскрыть свой потенциал. Социализация проходит по разным направлениям.
Образовательный процесс
ИМЭС обеспечивает комфортные условия обучения и дает прекрасные знания по выбранной профессии. Здесь обучают только наиболее востребованным специальностям, которые имеют хорошие перспективы трудоустройства и карьерного роста. Студенты могут осваивать параллельно две специальности, углубленно изучать иностранный язык, а также получить сертификат Diploma Supplement, чтобы продолжить образование в европейском вузе или подтвердить свой диплом в других странах.
Престижный диплом дает выпускникам шанс устроиться в крупные отечественные и зарубежные компании. Многие студенты начинают строить свою карьеру уже на старших курсах, устраиваясь на работу после производственной практики. Эффективная система мотивации ускоряет процесс социализации, стимулируя стремление учащихся к успешной учебе и последующей профессиональной деятельности.
Научная деятельность
В ИМЭС создано Студенческое научное общество, дающее возможность проводить самостоятельные исследования, участвовать в межвузовских и международных конференциях и конкурсах, писать авторские статьи. Научная работа учит собирать и обрабатывать информацию, воспитывает системное мышление, знакомит с новейшими исследованиями в разных областях. Возможность указать в своем резюме результаты научной деятельности повышает шансы получить престижную должность.
Студенческий совет
В Студенческий совет может обратиться за помощью любой студент, здесь всегда выслушают и помогут. Совет занимается решением учебных и социально-бытовых вопросов, проводит спортивные и культурные мероприятия, помогает реализовывать интересные инициативы. Самоуправление – важнейшая особенность социализации студентов ИМЭС.
Творческие объединения
Занятия творчеством с единомышленниками – отличный способ адаптации. В институте есть творческие группы, объединяющие талантливых и активных. Студенты сами организуют культурные мероприятия, которые позволяют познакомиться и сдружиться учащимся разных групп. Огромной популярностью пользуется КВН. Желающих изучать английский язык ждет English Club. Весело проходят вечера в танцевальном клубе и других творческих объединениях.
Спортивные секции
Обязательное качество современного человека – стремление к ЗОЖ, который невозможен без спорта. Координацией работы занимается Студенческий спортивный клуб. Сборные ИМЭС регулярно занимают призовые места. Работают различные секции – футбольная, волейбольная, настольного тенниса и другие. Часто проводятся различные спортивно-массовые мероприятия, привлекающие большое количество студентов.
Разнообразие методов социализации студентов ИМЭС позволяет выпускать конкурентоспособных специалистов, способных стать успешными управленцами в крупных компаниях.