Содержание:
Получение образования в зрелом возрасте может быть актуально по ряду причин – из-за сокращения, экономических или политических санкций, достижения пика в карьере в рамках специальности, смены интересов или приоритетов. При этом вне зависимости от мотива многие люди откладывают вопрос переквалификации из-за возраста. Однако, чтобы выбрать, куда пойти учиться, нужно учитывать не только возрастные аспекты, но и существующие навыки и цели получения новой профессии.
Новая профессия после 40 лет: особенности
Основная особенность обучения после 40 лет – наличие базисного образования: к этому возрасту у большинства людей уже есть диплом о высшем или среднем специальном образовании, а также опыт работы в определенной сфере.
Одной из популярных причин поступления в университет в этом возрасте становится несоответствие профессиональной деятельности полученному документу об образовании. В этом случае человеку приходится пойти учиться в вуз из-за требований работодателя или условий для карьерного роста.
Однако, чтобы изучить вопрос, как в 40 лет получить высшее образование, нужно учитывать влияющие факторы:
- Ограниченность во времени.
Пойти учиться в вуз во взрослом возрасте сложнее не только из-за психологических аспектов. У большинства людей после 30 лет существуют семейные и социальные обязательства, из-за которых полноценная учеба в университете практически невозможна. Поэтому при выборе, куда пойти учиться, стоит обращать внимание на учебные заведения с наличием заочных и дистанционных программ: такие форматы позволяют получать образование в удобное время без значительного ущерба для ежедневной деятельности.
- Ограничение бюджета.
Поскольку стоимость учебы в вузе за год связана с дополнительными неприоритетными затратами, следует выбирать такой университет, где предусмотрены различные формы оплаты, например рассрочка по семестрам.
- Сформированная модель поведения.
Сложность получения новой специальности в зрелом возрасте связана и с устоявшимися принципами работы с информацией. Поэтому важно подбирать учебную программу в соответствии с индивидуальными критериями и подачей преподавателя. Кроме того, с возрастом человеку свойственно тратить больше времени на усвоение новой информации, что может тормозить процесс обучения.
- Использование информационных технологий.
Современные вузы внедряют автоматизацию и цифровизацию учебного процесса, что упрощает взаимодействие с преподавателем и прохождение курса, но одновременно может стать проблемой для старшего поколения. Однако вне зависимости от возраста онлайн-обучение подходит не для всех студентов: многим важна личная коммуникация с преподавателями и однокурсниками, что обусловлено привычками из-за прежней очной образовательной системы.
- Кардинальная смена специальности.
При выборе, куда пойти учиться после 40 лет, лучше выбирать смежные с текущей деятельностью или первой специализацией профессии. В ином случае получение нового диплома не гарантирует трудоустройство и может вызвать у потенциального работодателя дополнительные вопросы. Обычно HR-специалисты крупных компаний отдают предпочтение кандидатам с опытом в рамках одной сферы, а не взрослым выпускникам вузов.
Кроме того, получение высшего образования после 40 лет связано и с возрастными ограничениями. Например, на многие творческие специальности не принимают абитуриентов старше 30 лет. Поэтому при изучении вузов, куда пойти учиться, нужно учитывать и индивидуальные требования университета к возрасту абитуриентов.
Где пройти обучение после 40 лет
Формально поступить в вуз после 40 лет не сложнее, чем после окончания средней школы: абитуриент так же должен выбрать форму обучения и сдать необходимые экзамены. Однако разница в том, что взрослому человеку придется самостоятельно сдавать ЕГЭ, если у него нет диплома вуза или колледжа. Если диплом есть, то сдача ЕГЭ не требуется: в этом случае достаточно представить документы о полученном образовании и пройти внутреннее испытание. После 40 лет выбор, куда пойти учиться, во многом определяет доступная форма обучения в конкретном университете:
- очная. Требует личного присутствия студентов на лекциях и практических занятиях, что практически невозможно совмещать с постоянной работой. При этом обучение длится четыре года в бакалавриате и еще два года – в магистратуре. Такой вариант доступен в том случае, если получение новой или второй профессии – приоритетная цель, а временные и финансовые ресурсы позволяют потратить как минимум четыре года на учебу в вузе.
- очно-заочная. Вечерняя форма обучения, которая позволяет студенту одновременно работать в привычном режиме и посещать занятия в вечернее время;
- дистанционная. Использует инструменты информационных технологий для проведения занятий онлайн в режиме реального времени или обучения в офлайн-формате при предоставлении записей лекций. При этом вузы предлагают различные варианты прохождения отчетности – как сдачу экзаменов онлайн в установленное время, так и свободный формат тестирования по мере изучения курса в собственном темпе. Такой тип обучения наиболее подходит для получения второго образования, поскольку не требует значительных временных затрат и позволяет совмещать учебу с работой в любом графике и личными делами.
Одновременно многие вузы предлагают курсы переподготовки на базе уже полученного высшего образования. Такой тип обучения актуален для получения новой профессии в зрелом возрасте, поскольку не включает общеобразовательные дисциплины и позволяет сэкономить время и деньги и на учебу. При этом формат часто предполагает открытую дату старта курса, когда студент может приступить к изучению учебных материалов в любое удобное время.
Курсы переподготовки для взрослых людей
Выбор, куда пойти учиться после 50 лет, обычно становится вынужденным: в этом возрасте люди редко решают начать карьерный путь с нуля. В большинстве случаев получение новой профессии – следствие потери работы.
Для предпенсионеров предусмотрены бесплатные курсы переподготовки, которые организуют на базе региональных центров занятости. Для участия в такой государственной программе гражданину должно оставаться менее 5 лет до достижения пенсионного возраста. В некоторых случаях на программу переподготовки направляет текущий работодатель: например, при модернизации производства и автоматизации оборудования. Доступные специальности в рамках бесплатной программы можно выбрать в зависимости от уровня образования предпенсионера и его квалификационных навыков, актуальных потребностей на рынке труда, а также условий Минтруда на конкретный год.
Получить новую профессию после 50 лет на платной основе можно в любом вузе, предлагающем курсы повышения квалификации или переподготовки. При этом нередко высшие учебные заведения предоставляют предпенсионерам льготные условия обучения.
На кого можно переучиться мужчине
Чтобы определить, куда пойти учиться мужчине, нужно ориентироваться на навыки и склонности к определенному типу деятельности. Однако стоит учитывать и потребности в определенных профессиях. Так, для мужчины подойдут направления для переподготовки, связанные с развитием ИТ-индустрии, например, профессия SEO-специалиста. Людям творческого склада можно выбрать курсы веб-дизайна, маркетинга и продвижения в сети, оптимизации сайтов. Многие хотели бы освоить при этом специальность, заниматься которой можно удаленно.
На кого можно переучиться женщине
При выборе новой специальности для женщин также стоит опираться на потребности в кадрах на рынке труда. Однако выбрать, куда пойти учиться женщине, обычно проще, поскольку вузы предлагают много программ по переобучению легкому труду. Например, среди онлайн-курсов для женщин-абитуриентов старше 30 лет популярны веб-дизайн, дизайн интерьеров и ландшафтов, курсы в ИТ-сфере, маркетинг и продажи в интернете, администрирование бизнеса на маркетплейсах.
В рамках получения офлайн-образования пользуются спросом программы повышения квалификации в бьюти-индустрии, сегменте административной работы с клиентами, психология, кадровая работа и управление персоналом, курсы риелторов и менеджеров по страхованию.
Условия поступления в ИМЭС
Московский Институт международных экономических связей – один из оптимальных вариантов для получения новой профессии после 30 лет, а также переподготовки взрослых людей, поскольку вуз предлагает различные формы обучения на актуальные специальности в сегменте интернет-продвижения, бизнес-информатики, государственного и муниципального управления, психологии.
Так, очно-заочная форма с применением дистанционных технологий предполагает свободное прохождение лекций по записям занятий и сдачу отчетности в установленные сроки. Абитуриенты могут поступить в ИМЭС по результатам внутреннего экзамена без сдачи ЕГЭ при наличии диплома о первом высшем или среднем профессиональном образовании. При поступлении на смежную специальность вуз может зачесть некоторые дисциплины, что сокращает сроки получения новой профессии: средний срок учебы в ИМЭС на втором высшем образовании и на пером высшем после окончания колледжа – около двух лет.