Меню
Колледж
Назад
Назад
Колледж

Современные технологии обучения

Содержание:

  1. Виды и тренды современных образовательных технологий
  2. Понятие образовательной технологии
  3. Характеристики и виды образовательных технологий
  4. Тренды образовательных технологий
  5. Современные личностно-ориентированные образовательные технологии
  6. Инновационные образовательные технологии
  7. Современные авторские образовательные технологии
  8. Современные цифровые технологии в образовании
  9. Lifelong Learning – непрерывный процесс обучения
  10. Адаптивное образование
  11. Интегральный подход
  12. Сингапурская методика
  13. Цифровизация
  14. Учеба онлайн в качестве современной образовательной технологии
  15. Геймификация
  16. Виртуальная и дополненная реальность
  17. Какие есть современные технологии обучения?
  18. Что такое современные педагогические технологии?
  19. Как современные технологии помогают в учебе?
  20. Какие новые технологические достижения используются в процессе обучения?

словообразующих основ). В привычном понимании термина – это степень развития способа и средства производства. Бурное развитие информационных технологий сообщило ему новую трактовку и теперь под технологией понимают и создание порталов виртуальной реальности, и способы, применяемые в обучающем процессе.

Виды и тренды современных образовательных технологий

Под терминологическим сочетанием «образовательные технологии» понимают конструктивные решения, полученные на основе практического опыта. Особенность методов и дифференциация на виды в этой сфере в значительной степени зависит от участия в них человека и способов осуществления такого подразделения. Но не менее важны особенности задействованности. Творческий процесс тесно переплетен с научными исследованиями, применением электронных инструментов. Все это связано с традиционными методами мнемоники, концентрации внимания и усвоения полученной информации вместе с ее ассоциированием с уже накопленными массивом знаний, систематизацией и упорядочением. В Институте международных экономических связей (ИМЭС) особое внимание уделяется передовым технологиям в образовательном процессе.

К характерным особенностям современных образовательных технологий относят:

  • применение вариабельных профессиональных инструментов;
  • тесное взаимодействие с информационными технологиями;
  • непрерывность обучения и его взаимосвязь с другими отраслями науки;
  • параллельное воспитание и развитие личностных качеств, гуманизация сознания;
  • взаимодействие технических возможностей и ресурсов определенного возраста;
  • качество применяемых методов и реализация их полноценного практического применения в учебе;
  • перманентный мониторинг нового и его внедрение для соответствия требованиям времени.

Образовательные технологии нельзя дифференцировать однозначно: характерные особенности многочислены и не дают возможности разработать классификацию по одному признаку. Поэтому их разграничивают по уровню использования, базовой концепции, средствам и методам, формам и взаимодействию преподавателя с его аудиторией.

Понятие образовательной технологии

Широта применяемого определения была ясна с момента его введения в прошлом веке. Отсюда неминуемые в такой ситуации научные споры. Теоретики склонны относить к образовательным технологиям (далее – ОТ) построенные модели, на основании которых разрабатывается практическая сфера.

Практики уверены, что под него подпадает классификация и выявленная структура. Однако ключевыми понятиями образовательной технологии признаются и модель, и деятельность педагога, где модель есть описание работы преподавателя, с точки зрения концепции, содержания и прохождения процесса.

Характеристики и виды образовательных технологий

В этом вопросе тоже нет единодушия, основная концепция деления предусматривает наличие нескольких видов:

  • личностно-ориентированной, с его тремя базовыми методами (применение разноуровневых задач, диалогов и игр);
  • модульной, при которой во главу угла ставится личность обучаемого и предусматривается самостоятельное обучение, с освоением массивов знаний, поделенных на модули;
  • проблемной, с ее интересной тактикой постановки задач, требующих разрешения и одновременно помогающих усвоению знаний и компетенций;
  • игровой, направленной на применение основной деятельности, свойственной детскому возрасту, в обучающих целях;
  • компьютерной, основанной на информационных технологиях, задействованных в учебном процессе;
  • учебно-модульной, как отдельной разновидности упомянутой выше, с системой самоконтроля и подведением итогов не только в каждом модуле, но и в конце дисциплины на заранее определенной методической основе.

В других источниках виды образовательных технологий указываются, как синхронный и асинхронный, линейное и совместное обучение. При этом под линейным подразумевается применение определенного источника (компьютера или книги, а под совместным – комбинированное, с использованием источников, требований и поощрений обучающихся за успешное прохождение учебного процесса).

Авторы уверены, что в чистом виде не применяется ни один из перечисленных вариантов ОТ, и даже традиционный способ обучения в настоящее время не обходится без ранее несвойственных ему особенностей. Постоянное усовершенствование и развитие в ИМЭС, как и в других ВУЗах приводит к делению каждого вида на более узкие, специализированные направления. Например, в компьютерных технологиях выделяется все более программированное обучение с учебником или электронным устройством и дистанционное, имеющее второе название интернет-обучение.

Тренды образовательных технологий

В количестве актуальных направлений тоже есть разночтения, некоторые из перечисленных ниже лидеров рейтинга не признаются исследователями, как самостоятельные, отдельные или новые тенденции образовательного процесса:

  • непрерывное обучение – необходимость которого обусловлена постоянными обновлениями и усовершенствований научного процесса, благодаря новым информационным технологиям;
  • тотальная цифровизация, как рост числа интернет-пользователей, дистанционное обучение и создание образовательных платформ;
  • МООК или массовые открытые онлайн-курсы;
  • геймификация, использование игр и игровых элементов;
  • активизация проектных работ, получение практических навыков, более востребованных, чем теория;
  • адаптивное обучение, в ходе которого общая тенденция перестраивается под нужды конкретного участника процесса получения знаний;
  • интегральный подход, предполагающий усвоение междисциплинарное, изучение проблемы в ее объеме, а не как одностороннее рассмотрение;
  • минимизация работы преподавателя и передача его функций, например, проверки знаний или заданий специальными чат-ботами.

О последнем тренде упоминается, как о находящемся в разработке, но вот Agile и Scrum уже активно применяются и позволяют мотивировать, обучать командной работе и придавать умение относиться к любому этапу выполняемой работы.

DSC01163

Современные личностно-ориентированные образовательные технологии

Могут применяться в самых разных сегментах образовательного процесса – от обучения лексике в начальной школе, до развития исполнительской культуры на начальном этапе обучения юных музыкантов и образования, получаемого в ВУЗе. На настоящем этапе ведется тщательное изучение практического опыта, его аналитика используется для создания теоретической базы. Много ценной информации преподаватели размещают в профессиональных блогах.

Основные технологии в этой области:

  • исследовательская, известная, как проблемно-поисковая или модель «обучения личности посредством сделанных им открытий»;
  • дискуссионная, в профессиональных кругах обозначенная, как технология имитационного моделирования;
  • игровая, когда поиск истины происходит через коммуникации, обсуждение разных точек зрения, поиск консенсуса.

Выделяют также психологическую, предназначенную для самоопределения обучающегося, деятельностную, рефлексивную. По мнению некоторых ученых, сюда же можно отнести интегральную (по некоторым особенностям) и ее характерную разновидность – проектную. Однако есть и другие точки зрения, не относящие их к личностно-ориентированным.

Инновационные образовательные технологии

Инновацией можно назвать любое открытие или разработку, направленную на усовершенствование учебного процесса, повышение усвояемости знаний в результате применения или даже методическую организацию, дающую дополнительные преференции обучаемым. Отличительные особенности – соответствие требованиям времени, исключение пассивности и базирование на цифровых технологиях. К ним относят ИКТ, личностно-ориентированные и информационно-аналитические.

Современные авторские образовательные технологии

Любая из методик, в которой просматривается личное мастерство (индивидуальность и профессионализм педагога), почерк, влияние творчества личности. Наставник и ментор может использовать традиционные и инновационные технологии, но в его обработке они приобретают дополнительные функции и оптимизируют обучение.

Современные цифровые технологии в образовании

Под этим определением понимают способы, применяемые в структуризации и оптимизации учебной среды, базой для которых выступают цифровые технологии. Характерные примеры – электронные учебники, онлайн-обучение (в любой форме: школы, курсы, платформы) цифровые школы. Последний термин применяется для обозначения любого учебного заведения (от СУЗов, до различных ВУЗов, в том числе и ИМЭС), в котором везде применяется цифровая аппаратура и специальные программы, основанные на этом обстоятельстве. Считается, что обучение в таком формате сообщает учащимся высокую способность конкурировать.

Lifelong Learning – непрерывный процесс обучения

Одна из наиболее востребованных образовательных концепций. Lifelong Learning предполагает непрерывное самосовершенствование и личностный рост, путем получения знаний на протяжении всего периода работоспособности, и это не всегда компетенции, необходимые для работы. В основе лежит деление обучающего процесса на 4 этапа – самоопределение, постановка целей с дальним прицелом, определение точек приложения усилий и корректировка намеченной траектории, если в этом назрела необходимость.

Адаптивное образование

Такого рода преподавание основано на применении компьютерных алгоритмов и искусственного интеллекта для удовлетворения уникальных потребностей каждого обучаемого и создания им уникальной среды, где возможно всестороннее удовлетворение запросов. Создано в противовес традиционному коллективному, с участием педагога.

Интегральный подход

Методология, применяемая в решении задач повышенной сложности, рассмотрение системы не частями, а в качестве единого целого. Применяется для обнаружения взаимосвязей и взаимовлияния частей системы между собой.

Сингапурская методика

Корпоративная методика, основанная на командной работе, создании комфортной психологической атмосферы между игроками. Название получила по повсеместному применению в Сингапуре. В России лидером и первооткрывателем считается Республика Татарстан.

Цифровизация

В узком значении, в отношении к образованию – перевод системы на цифровые ресурсы и технологии для улучшения процесса приобретения знаний. Дистанционное обучение – только один из аспектов этого процесса, не синоним.

Учеба онлайн в качестве современной образовательной технологии

Образовательный процесс проходит на расстоянии. Непосредственного контакта нет, но есть взаимодействие, обеспечиваемое современными технологиями. Так получение знаний становится доступным всем, у кого есть интернет и технологичное оборудование.

Геймификация

Применяется во многих сферах повседневной жизни, образование не стало исключением. Здесь внедряются игровые формы в неигровой контекст, это стимулирует интерес к обучению, формирует заинтересованность и активность, инициативу и мотивацию учащихся.

Виртуальная и дополненная реальность

Первая подается пользователю через специальное устройство и представляет собой модель полностью сгенерированную и управляемую электронным гаджетом. Дополненная – это когда к реальным объектам прибавляются мнимые, несущие в себе дополнительную информацию. Обе методики применяются в оптимизации образовательного процесса.

Какие есть современные технологии обучения?

К актуальным трендам относят непрерывное обучение, онлайн-ресурсы (курсы, школы, образовательные платформы, адаптивное образование и интегральный подход). При этом не следует исключать из рассмотрения технологии, ориентированные на личность, а не на поток слушателей.

Что такое современные педагогические технологии?

Под это определение подпадает совокупность методик, форм, принципов и приемов обучения, открытых недавно и соответствующих требованиям времени.

Как современные технологии помогают в учебе?

Иногда ОТ пытаются свести к применению технических средств или к обучению на специальных онлайн-платформах, однако они не могут заменить педагога, а только выступают в роли эффективных инструментов, способных облегчить усвоение массива знаний. Это – система взаимодействия учителя и его аудитории, построенная на основе конкретной концепции, обусловленной поставленными целями и задачами, имеющая для этого не только методики и принципы, но и особенные средства для обучения.

Какие новые технологические достижения используются в процессе обучения?

Искусственный интеллект, дополненная и виртуальная реальность. Заслуживает упоминания и использование технологий VR и AR, с их виртуальной, дополненной реальностью, расширяющей процесс восприятия, придающей обучению увлекательность и объемность. Такие технологии используются в ведущих ВУЗах страны, например, таких, как ИМЭС.

Хочешь быть востребованным специалистом
и работать в престижных компаниях?

Оставляй свой номер
телефона, мы перезвоним
  • Уточним, какие у тебя результаты ЕГЭ
  • Если нет ЕГЭ — расскажем про возможность поступления без него
  • Сориентируем по стоимости, льготам и скидкам для отдельных категорий учащихся
  • Ответим на все вопросы

Если тебя все устроит — поможем написать заявление
о поступлении и объясним,

как правильно собрать пакет документов

    Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

    Анна Сатинаева,

    консультант приемной
    комиссии
    ИМЭС

    Поиск
    Telegram
    WhatsApp
    WhatsApp
    Telegram