Содержание:
- Первый шаг в городское управление
- Что делать, если уехать в столицу нет возможности
- Как поступить
- Необходимые документы
- Кто еще может поступить в университет
- Что делать, если не поступил на бюджет
- Подача заявлений
- Система приоритетов
- Согласие на зачисление
- Отдельная квота
- Единые сроки приемной кампании
- Студенты на целевом обучении
- Категории абитуриентов, которые могут поступить
- Как воспользоваться льготами
Выбор направления профессиональной деятельности определяет не только будущие карьерные, но и личностные достижения. При этом законодательство разрешает бесплатное обучение на каждой ступени образования. Так поступление на второе высшее возможно только по платной программе. Однако, в отличие от жителей столиц с разнообразием высших учебных заведений, абитуриентам в регионах следует заранее готовиться к приемной кампании в городские вузы.
Первый шаг в городское управление
Независимо от географической локации Министерство образования устанавливает единые правила поступления в высшие учебные заведения по всей стране. Например, с 2023 года введена отдельная квота для детей участников специальной военной операции или сотрудников органов законодательной и исполнительной власти. При этом количество вакантных мест по квоте должно составлять не менее 10% от всего плана приема.
Абитуриенты могут получить грант
Еще один вариант поступления на бюджет – получение президентского, областного или локального гранта. Так, например, некоторые ведущие вузы страны выделяют гранты на обучение выдающихся абитуриентов, которые полностью покрывают весь период учебы по выбранному направлению. Все типы грантов допускают обучение на каждой ступени образования – средне-специального, специалитета, бакалавриата или магистратуры. Однако для получения гранта абитуриент должен приложить все необходимые инициатору документы. К примеру, сертификаты о победе в профильных олимпиадах научного, культурного, спортивного или другого характера.
Что делать, если уехать в столицу нет возможности
Основная проблема обучения в регионах – отсутствие высших учебных заведений в небольших городах и ограниченное количество учебных мест в областных центрах. При этом оптимизация всех сфер профессиональной деятельности требует от выпускников вузов не только наличия диплома о высшем образовании, но также востребованности полученной профессии. Большинство актуальных дисциплин преподают студентам в московских вузах. При этом цифровизация образования позволяет абитуриентам поступать в учебные учреждения дистанционно. Например, в ИМЭС существуют формы удаленного обучения на всех направлениях подготовки.
Как поступить
{loadmoduleid 160}
Единые нормативы приемной кампании позволяют абитуриентам подготовиться к поступлению в высшие учебные заведения задолго до старта приема документов. В среднем ученики 11 класса начинают активно прорабатывать этот вопрос за полгода до сдачи итоговой аттестации. Однако важно отслеживать актуальные поправки в официальные постановления Минобрнауки. К примеру, с 2023 года государственный орган сократил сроки приема документов в вузы. Однако количество волн приема учебное учреждение определяет самостоятельно, что упрощает подачу документов в несколько вузов на один учебный год.
Необходимые документы
Стандартный пакет документов при поступлении в вуз содержит оригинал или копию документа о школьном или средне-специальном образовании, копию паспорта и сертификаты о сдаче единого государственного экзамена, которые действительны в течение последних четырех лет после итоговой аттестации. Некоторые вузы запрашивают у абитуриентов дополнительные документы: например, справку из медицинского учреждения. При этом с 2024 года Минобрнауки планирует внести поправки, которые предполагают формирование приоритетных списков как для студентов, так и для высших учебных заведений на базе портала Госуслуг. Большинство вузов устраивают отдельный внутренний конкурс для абитуриентов, предоставивших в приемную комиссию оригиналы и копии документов.
Кто еще может поступить в университет
Абитуриенты, поступающие на первое высшее образование, могут одновременно подать документы как на бюджетную, так и на платную формы обучения. Но количество приема на бюджет ограничено нормативами вуза. Одновременно с конкурсом по основному проходному баллу приемная комиссия учитывает льготы и прерогативы отдельных абитуриентов. Порядок льготного поступления в вуз регламентирован отдельной статьей законодательства.
Что делать, если не поступил на бюджет
Обычно абитуриенты подают документы на несколько аналогичных специальностей в несколько вузов, чтобы повысить вероятность поступления на бюджетное место. Однако, если выбранное направление подготовки относится к редким или новым, следует подавать документы на смежные специальности в том же вузе. Это дает возможность последующего перевода после первого семестра, если кого-то из поступивших студентов отчислят по итогам первой сессии. Еще один вариант – поступление на платное отделение. В этом случае также возможна смена формы обучения, если появится вакантное место.
Подача заявлений
Благодаря автоматизации абитуриенты могут выбрать любой удобный способ подачи заявления: лично в приемную комиссию учебного учреждения, на официальном сайте или через портал Госуслуг. Последнее особенно удобно для потенциальных студентов, которые поступают в учебные заведения в других регионах. Также документы в вуз можно отправить по почте или с помощью курьерской доставки. При этом сроки для подачи документов в учебное заведение фиксированы, их обычно публикуют на сайте приемной комиссии учебного учреждения. Этапы приемной кампании на каждый год утверждает Минобрнауки, однако отдельные вузы могут корректировать сроки в соответствии с внутренними порядками, что наиболее характерно для вузов творческой направленности.
{loadmoduleid 157}
Система приоритетов
При подаче документов на конкретную специальность абитуриент должен рассчитывать вероятность поступления, которая зависит не только от его субъективных факторов – баллов за единый государственный экзамен, наличия льгот и т.п., но также и внешних условий. Приоритетность зачисления прописана в статье 71 закона «Об образовании». С 2024 года Министерство образования планирует ввести поправки, которые касаются приоритетных списков для университетов и абитуриентов: как те, так и другие смогут формировать перечень наиболее приоритетных позиций с помощью портала Госуслуг. Одновременно вузы разделяют абитуриентов в зависимости от предоставления копии или оригинала документов в приемную комиссию.
Согласие на зачисление
Заявление о согласии на зачисление требуется заполнить, когда абитуриент определился с выбором специальности и получил подтверждение от учебного учреждения, что он проходит по баллам. Предоставить заявление приемной комиссии вуза можно теми же способами, что и начальный пакет документов. Еще одно нововведение, которое утвердило Минобрнауки с 2023 года – необязательное заполнение согласия на зачисление, если абитуриент поступает на бюджетную форму. Однако оно по-прежнему обязательно при зачислении на платную или целевую формы обучения.
Отдельная квота
В качестве отдельной квоты Министерство образования выделяет специальную льготу в объеме 10% от общего количества мест для Героев Российской Федерации, а также лиц, имеющих отношение к Специальной военной операции. Последние поправки вступили в силу с приемной кампании 2023 года. Они дают возможность льготного поступления для детей с территории ДНР, ЛНР и т.п., а также детей военнослужащих или сотрудников органов исполнительной или законодательной власти, принимавших участие в СВО.
Единые сроки приемной кампании
Сроки приема документов Министерство образования утверждает отдельно для каждой приемной кампании. При этом стартует она сразу же после завершения единой школьной аттестации. К примеру, в 2023 году подать документы в приемную комиссию можно было с 20 июня. Продолжительность приема составляет порядка месяца. Однако эти сроки индивидуальны в зависимости от специфики вуза и необходимости сдачи дополнительных экзаменов. Например, на творческие направления подать документы следует в течение двух недель со дня старта приемной кампании. Заключительный этап – предоставление оригиналов документов о школьном или средне-специальном образовании и издание приказа о зачислении, которое происходит в первых числах августа.
Студенты на целевом обучении
Поступить на бюджетную форму можно и по специальной целевой квоте. В этом случае абитуриент заключает договор с конкретным предприятием для обучения на профильной специальности. Однако после получения диплома выпускник, обучавшийся на целевой форме, должен отработать на этом предприятии определенное количество лет. В ином случае ему придется выплатить предприятию компенсацию за обучение.
Категории абитуриентов, которые могут поступить
На бюджетное отделение как по целевой, так и по основной программе могут пройти большинство абитуриентов, но лучше повысить вероятность успешного поступления и предоставить в приемную комиссию документы, подтверждающие льготы или квоту. Например, договор с целевым предприятием, справку об инвалидности, сертификаты, подтверждающие победы в олимпиадах и т.п.
Как воспользоваться льготами
Для поступления в вуз на льготных условиях необходимо также предоставить в приемную комиссию нужную документацию и приложить документ, подтверждающий льготу.
Чтобы поступить на выбранную специальность и нужную форму обучения, необходимо заранее подготовиться к приемной кампании и подавать документы в несколько вузов одновременно или на смежные специальности в рамках одного вуза. В приемной комиссии ИМЭС вы можете получить подробную консультацию об условиях поступления или подать документы онлайн.
{loadmoduleid 159}