Профессия антикризисного менеджера – одна из самых востребованных в бизнесе. Управленец этой категории приходит в компанию, когда она оказывается на грани банкротства либо появляются первые «звоночки». Кризис-менеджера чаще всего нанимают со стороны, чтобы он быстро проанализировал ситуацию на предприятии и придумал, как преодолеть кризис.
Особенности профессии
Неверный бизнес-план, ошибки руководства, устаревшие технологии, мировые процессы, чрезвычайные происшествия и другие причины приводят к тому, что организация теряет прибыль, увеличивает долги и перестает платить по ним. Часто единственным выходом становится приглашение в команду человека, получившего специальность «Антикризисное управление». Его сравнивают с арбитражным управляющим, но это разные люди: второго назначает суд, и его главная задача – продать имущество фирмы и погасить задолженность.
Антикризисный менеджер спасает бизнес от краха: ищет ключевые проблемы и предлагает пути их решения. Прислушается к нему руководство или нет, зависит от умения аргументировать свой план и убедить в его правильности. Иногда по итогам анализа становится ясно, что бороться нет смысла и предприятие придется ликвидировать, однако такие случаи бывают крайне редко, если был нанят специалист. В большинстве компаний преодолевают трудности и даже увеличивают прибыль после этого.
Какие навыки и качества нужны кризис-менеджеру:
- аналитический склад ума и жесткость;
- умение видеть ситуацию в бизнесе целиком и ее фрагменты;
- способность прогнозировать, оценивать риски, расставлять приоритеты;
- высокий уровень ответственности;
- нестандартное и гибкое мышление.
Важно: бизнесмены обращаются к антикризисному менеджеру в безвыходной, как им кажется, ситуации, но потом остро реагируют на любые предложения и сомневаются во всём. Нередки случаи, когда враждебно настроен и коллектив. Поэтому без психологических и коммуникативных приемов не обойтись.
Плюсы и минусы профессии
В работе антикризисного менеджера, как и в любой другой, есть преимущества и недостатки. Их правильное восприятие помогает перевести вторые в категорию первых и превратить свое занятие в любимое дело всей жизни.
Чем привлекает профессия кризис-менеджера:
- Отсутствие рутины – в каждой компании свои вызовы, решение неординарных задач стимулирует мозг и дает новый опыт.
- Возможность влиять на игроков рынка – профессионалы гордятся спасенными заводами, ресторанами и магазинами.
- Престиж – специалиста с хорошими кейсами высоко ценят в разных отраслях, приглашают в качестве эксперта в СМИ.
- Перспектива релокации или заграничных командировок – грамотных управленцев со знанием иностранного языка хотят видеть в других странах.
- Открытие собственного бюро – лучшие менеджеры объединяются, чтобы быстрее находить новых клиентов и получать больший доход.
Обратной стороной медали становятся эмоциональные и физические перегрузки из-за ненормированного графика, стрессов и споров с сотрудниками и руководством. Чтобы не выгореть, нужно полноценно отдыхать после успешного преодоления кризиса в организации: work-life balance поможет сохранить здоровье и интерес к делу.
Место работы
Тем, кто изучил антикризисное управление в вузе, получил опыт и собрал портфолио, чаще всего предлагают проектную работу. Специалист приходит в частную компанию, муниципальное или государственное предприятие на конкретный срок, а после вновь уходит в открытое плавание.
Выход из кризисной ситуации занимает от пары месяцев до двух лет: время зависит от того, насколько крупная организация и какие проблемы привели ее к «красной черте». С внештатным кризис-менеджером заключают договор гражданско-правового характера, в котором указывают условия сотрудничества, в том числе сумму вознаграждения.
Крупные корпорации с товарооборотом на миллиарды рублей, банки и финансовые организации чаще нанимают антикризисных менеджеров на постоянную работу и создают полноценные отделы. Задача штатных сотрудников – постоянно анализировать ситуацию, предвидеть риски и предлагать пути решения назревающих проблем. Это стабильная, но менее оплачиваемая занятость.
Программа обучения в ИМЭС
Антикризисному менеджеру необходимо высшее образование. Институт международных экономических связей готовит специалистов, которые разбираются в бизнес-процессах и знают, как выйти из кризиса с минимальными потерями или предотвратить его.
Будущие эксперты поступают в вуз по направлению подготовки Менеджмент, профиль «Менеджмент в финансах и внешнеэкономической деятельности». Студенты ИМЭС учатся очно либо очно-заочно. В первом случае пары проходят с 09:00 до 16:00 с понедельника по субботу, во втором – три дня в неделю с 18:00 до 21:00. При этом в вузе используют современные технологии для обучения на антикризисное управление. Дистанционно проходят некоторые лекции и семинары, в электронной информационно-образовательной среде находятся учебные планы, учебники и программы курсов.
Учеба длится 4 года очно или 4 года 11 месяцев на очно-заочной форме.
Чему учат в ИМЭС:
- оценивать риски и прогнозировать развитие ситуаций;
- работать с коллективом и вести переговоры;
- применять методики управления;
- разрабатывать собственные бизнес-планы и корректировать чужие;
- находить узкие места, проблемные точки и устранять их.
Теорию студенты ИМЭС применяют на стажировках в Министерствах России, логистических, аудиторских и других крупных компаниях.
Зарплата антикризисного менеджера
Уровень зарплаты приглашенного либо штатного антикризисного менеджера зачастую зависит от его компетенций, опыта и репутации, а также позиции руководителей организации. В регионах предприниматели готовы платить управленцам этой категории 50–80 тысяч рублей в месяц.
Специалистам, которые прошли обучение в Москве на антикризисного менеджера и остались работать в столице, платят больше – 90–100 тысяч рублей ежемесячно. Профи, за плечами которых не одна сохраненная фирма, могут рассчитывать на вознаграждение от 150 тысяч рублей в месяц.
Кризис-менеджеры в штате получают оклад и премии по графику. Управленцы, нанятые со стороны или в агентствах, договариваются о перечислении средств до подписания договора.
Карьера и перспектива профессии
Специализацию «Антикризисный менеджер» в России стали осваивать сравнительно недавно: еще 10 лет назад о ней мало кто слышал. Сейчас эта профессия становится более востребованной из-за нестабильности в мировой экономике.
Ограничения в международной торговле и сложные взаимоотношения с другими странами провоцируют кризисы на малых, средних и крупных предприятиях России. Их владельцы не хотят отказываться от своего дела и терять прибыль, поэтому всё чаще прибегают к услугам управленцев, которые знают, как поставить бизнес на ноги.
Если антикризисное управление перестанет интересовать, как прежде, полученные знания, навыки и опыт позволят занять должность коммерческого или генерального директора в любой компании. Другой вариант – запустить собственный бизнес.
Стоимость обучения
Стоимость обучения на курсе «Антикризисное управление» в ИМЭС за семестр на очной форме стоит 125 тысяч рублей, на очно-заочной – 55 тысяч рублей. Можно заплатить за весь период учебы сразу или перечислять деньги раз в полгода-год – цена не изменится.
По направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент студенты получают диплом государственного образца степени бакалавр. Те, кто поступают на очную форму обучения, получают диплом через 4 года. Срок обучения на очно-заочной форме длится от 3,5 лет. Длительность обучения в данном случае зависит от самого студента.
Стоимость обучения фиксируется на весь период обучения.
Форма обучения |
Стоимость за семестр (руб.) |
Очная |
|
|
145 000 |
170 000 | |
Очная (с элементами дистанционных технологий) |
|
95 000 | |
Очно-заочная |
|
|
59 000 |
Очно-заочная (с элементами дистанционных технологий) |
|
37 000 |