Содержание:
- Выбор профессии
- Что такое выбор профессии
- Какие факторы влияют на выбор профессии
- Правила выбора профессии и основные ошибки
- Факторы, влияющие на выбор профессии, — внутренние и внешние
- Внутренние факторы при выборе профессии
- Внешние факторы при выборе профессии
- Склонности
- Темперамент
- Hard skills
- Soft skills
Поскольку выбранное направление подготовки определяет не только карьерные, но и личностные достижения, абитуриенты должны учитывать все значимые аспекты при подаче документов на конкретные специальности. В рамках курсов профориентации существует множество психологических техник для выбора наиболее подходящей профессиональной деятельности, но все они сводятся к определению нескольких ключевых факторов.
Выбор профессии
Вне зависимости от обстоятельств, финансового положения и жизненных целей каждый выпускник средней школы сталкивается с необходимостью выбора профессионального пути. При этом на основе данных статистики с каждым годом снижается процент выпускников, которые находят работу, соответствующую полученному диплому. Неверно выбранное направление для обучения приводит к потере нескольких лет и необходимости получать второе высшее образование. Поэтому важно учитывать все факторы, влияющие на выбор специализации, еще при первичной профориентации.
Многие средние школы и лицеи предлагают своим ученикам расширенные программы профориентации, где абитуриенты могут оценить свои сильные и слабые стороны, выявить склонности к конкретному типу деятельности, а также учитывать финансовые аспекты отдельной отрасли и соответствие собственным амбициям. При этом специалисты по профориентации используют специальные психологические техники, основанные на различных критериях оценки. Например, методику Климова, которая базируется на восьми ключевых факторах выбора специализации.
Что такое выбор профессии
{loadmoduleid 157}
В большинстве случаев проблема выбора профессии возникает в жизни человека несколько раз. К примеру, первичный выбор обусловлен эмоциональными аспектами, но с течением времени на него накладывается общественное мнение, тенденции рынка, финансовые возможности, а также смена личностных интересов. В более зрелом возрасте выбор профессии обычно становится вынужденной мерой, связанной с необходимостью повышения квалификации в рамках отрасли или профессиональной переподготовки из-за смены деятельности. Но вне зависимости от времени и причины выбора профессии следует учитывать все влияющие факторы. Особенно это важно при поступлении на второе высшее образование, когда большую роль играет и временной фактор. Например, продолжительность курса профессиональной переподготовки обычно сокращают для ускорения входа в профессию.
При рассмотрении узкопрофильных специальностей важно ориентироваться также на географические особенности: наличие профильных учебных учреждений в городе или доступность дистанционного обучения в выбранном вузе.
Какие факторы влияют на выбор профессии
Выбирая направление для профессиональной подготовки, следует опираться не внутренние и внешние факторы. При этом важно выделять как объективные, так и субъективные критерии. Последние влияют на личную вовлеченность человека как в учебный, так и в последующий рабочий процесс и определяют его продуктивность как специалиста.
В большинстве случаев абитуриенты всегда могут определить глобальное направление – гуманитарное, техническое или творческое. Это зависит не только от предпочтений, но и от способностей человека, его развитых навыков и карьерных стремлений. Но даже в рамках направления необходимо анализировать отдельные специальности в соответствии с актуальными личными критериями оценки. Для этого специалисты по профориентации рекомендуют сформировать список внутренних и внешних критериев и определить приоритетные и второстепенные факторы. К примеру, для одного абитуриента наличие заочной формы обучения будет второстепенным фактором, а для другого – определяющим критерием, поскольку он планирует совмещать учебу с работой в стандартном пятидневном графике.
Правила выбора профессии и основные ошибки
Психологи и специалисты по профориентации выделяют несколько ключевых правил по выбору специализации, которые не зависят от возраста абитуриента и его индивидуальных особенностей. Например, выбирать профессию важно самостоятельно. Даже при высокой значимости мнения родственников и друзей, абитуриент выбирает не просто будущую специальность, но и большую часть ежедневной деятельности. Поэтому некорректный выбор часто ведет к моральному, финансовому и физическому неудовлетворению.
Одновременно следует ориентироваться на рыночные тенденции и спрос на конкретных специалистов на рынке труда. В ином случае выпускник рискует остаться без работы или соглашаться с трудоустройством на невыгодных для него условиях. Несмотря на то что в условиях современной экономики любой выпускник может продвигать себя как эксперт без привязки к какой-либо компании или команде, начинающий специалист сталкивается с недостатком опыта и отсутствием доверия целевой аудитории. При выборе профессии следует учитывать и психологическую сторону вопроса: стоит ли поступать на специальность, где потребуются высокие коммуникативные и управленческие навыки.
{loadmoduleid 159}
Еще одно важное правило – серьезный подход. После получения среднего общего образования абитуриенты часто выбирают специальность из расчета модных тенденций, советов родственников, выбора друзей и т.п. Но эти мотивы впоследствии могут привести к необходимости сменить не только специальность, но и учебное заведение. А если человек и получает диплом по изначально выбранной специальности, это не ведет к его моральному и профессиональному удовлетворению.
Факторы, влияющие на выбор профессии, — внутренние и внешние
При выборе будущей профессиональной деятельности необходимо подходить углубленно и ориентироваться не только на общие правила, но также анализировать отдельные факторы в привязке к личностным особенностям. При этом выделяют внутренние и внешние факторы. Например, к внешним критериям выбора относят:
- Потребность рынка в специалистах конкретного профиля;
- Доступность высших учебных заведений для абитуриента;
- Вариативность дальнейшего трудоустройства;
- Возможность карьерного роста;
- Финансовые аспекты выбора специальности;
- Доступные преференции конкретного вуза и др.
Внутренние факторы обусловлены типом личности конкретного абитуриента и степенью развития его отдельных навыков:
- Склонность к точным или гуманитарным наукам;
- Развитие смекалки и мышления;
- Способность к управленческой и административной работе;
- Моторика и скорость принятия решений;
- Уровень вовлеченности в отдельные задачи;
- Усидчивость и стремление к конечному результату и т.д.
После формирования списка внутренних и внешних факторов абитуриент должен выбрать личные приоритеты, которые станут опорными точками для дальнейшего выбора профессии. При этом в приоритетный список следует внести примерно равное количество как внутренних, так и внешних критериев.
Внутренние факторы при выборе профессии
Наиболее просто определиться с будущей специальностью абитуриентам с ярко выраженным талантом, который может проявляться в творческой, научной, исследовательской или организационной работе. В этом случае абитуриенты сразу же выбирают конкретную отрасль профессиональной деятельности, а специальность и высшее учебное заведение определяют, опираясь на внешние субъективные факторы. Но в действительности ученики выпускных классов на этапе профориентации не могут однозначно выбрать направление профессиональной подготовки. Это часто связано с информационным шумом – мнением родителей и друзей, влиянием медийных личностей, финансовыми аспектами выбора профессии и недостатком данных об отдельных направлениях. Здесь следует опираться на внутренние субъективные факторы:
- Развитие профессиональных и личностных навыков;
- Степень интроверсии и экстраверсии;
- Готовность работы с коллективом;
- Потребность в признании и карьерном росте;
- Значимость рыночных трендов;
- Поведение в различных обстоятельствах и т.д.
Именно внутренние факторы в большей мере влияют на эффективность специалиста в рамках конкретной профессиональной деятельности, поэтому углубленный личностный анализ позволяет избежать ошибок и сразу же поступить на нужную специальность.
Внешние факторы при выборе профессии
Несмотря на высокую значимость субъективных факторов, внешние критерии также влияют на будущее образование абитуриента. Прежде всего, они связаны с потребностями в отрасли и тенденциями на рынке труда. Причем важно учитывать не только текущее положение, но также и плановое развитие экономики на 5, 10 и 15 лет. Это позволяет выбрать не просто актуальную специализацию, но также развиваться в профессии в течение длительного промежутка времени. Одновременно следует учитывать и другие факторы:
{loadmoduleid 160}
- Новизна специальности и доступность учебных материалов;
- Географические особенности вузов – возможность учебы на дистанционной форме;
- Рейтинги учебных заведений и статистика о трудоустройстве выпускников;
- Успешные кейсы профессионалов в конкретной отрасли;
- Стоимость и продолжительность обучения;
- Уровень конкуренции на трудовом рынке и т.д.
Из-за общественных трендов многие абитуриенты выбирают конкретную специализацию на основе потенциального дохода и легкости поступления в высшее учебное заведение. Но для эффективной работы и психологической удовлетворенности этих критериев обычно недостаточно: важно учитывать все факторы в комплексе.
Склонности
Выявить склонности к определенному типу деятельности проще всего при получении первого образования, поскольку в молодом возрасте абитуриенты чаще развивают внутренние способности за счет различных хобби и организаций по интересам. С течением времени все физические и эмоциональные силы человек направляет на профессиональную и бытовую реализацию, поэтому склонности к конкретному творческому или научному типу работы не всегда проявлены. Но при выборе профессии важно учитывать не только способности к определенному типу деятельности, но также и психологические аспекты. Например, усидчивость, способность рационально мыслить и быстро принимать решения, склонность к нетривиальному решению проблем, стремление к работе в коллективе, общественной деятельности и т.д.
Одновременно на выбор специальности влияют и личностные характеристики. Например, аккуратность, выдержка, тактичность, уступчивость, ответственность и т.д. К примеру, абитуриенту с низкой степенью вовлеченности в рабочие активности и уровнем ответственности нет смысла выбирать профессию, связанную с административной работой или управлением.
Темперамент
В рамках профориентации специалисты всегда определяют тип личности и темперамент человека. Это позволяет ограничить направления потенциальной деятельности в соответствии с личностными качествами абитуриента. Причем, несмотря на стереотипы о фиксации характера и темперамента, в действительности они часто меняются в течение жизни. Поэтому учитывать этот фактор важно каждый раз при смене направления профессиональной деятельности. К примеру, если в школьные годы человек был больше интровертом, работа в коллективе стимулирует формирование лидерских навыков и экстраверсии. При поступлении на второе высшее образование абитуриент уже может рассматривать и профессии, предполагающие лидерскую позицию и способности к руководству коллективом.
Если же абитуриент намерен поступать на специальность, которая не соответствует его текущему темпераменту, психологи проверяют адаптивность личности к меняющимся условиям. Именно этот критерий указывает на возможность психологической трансформации в зависимости от изменений внешних условий.
Hard skills
Под hard skills психологи подразумевают специальные навыки, необходимые для конкретной профессиональной деятельности. В большинстве случаев при выборе первой профессии следует ориентироваться не столько на сами навыки, сколько на предпосылки для их развития. Но в некоторых случаях абитуриенты могут подтвердить hard skills еще до полноценного развития в рамках профессии. Например, при участии в научных или исследовательских олимпиадах, получении грантов и т.п. При этом конкретные профессиональные навыки ограничены направлением подготовки. К примеру, hard skills для гуманитарных направлений неэффективны при поступлении на инженерные специальности, но могут частично пересекаться с творческими направлениями. Но выделяют и универсальные профессиональные навыки, которые актуальны вне зависимости от потенциального вида деятельности: владение иностранными языками, компьютерными программами, структурное мышление и др.
Soft skills
Гибкие навыки опираются на личностные характеристики абитуриента и не влияют на выбор профессии напрямую. Но именно soft skills способствуют правильному определению профессиональной деятельности и достижению карьерных успехов. По сравнению с профессиональными, гибкие навыки актуальны для любой сферы работы и помогают человеку не только в рабочей, но и личной жизни. К soft skills относят способность к работе в команде, тайм-менеджмент, проявление лидерских качеств, скорость принятия решений, эффективность коммуникации, позиционирование как личности и профессионала и т.д. Многие курсы профориентации делают упор на развитие soft skills, поскольку они помогают абитуриенту быстро адаптироваться в новом коллективе и упростить последующий поиск работы. Развитие гибких навыков способствует формированию сильной личности вне зависимости от выбора направления подготовки.
Правильно выбранная профессия позволяет реализоваться в профессиональном и личностном плане, достигнуть плановых карьерных высот и стать экспертом в конкретной отрасли. При этом следует ориентироваться как на внешние, так и на внутренние факторы. Например, один из ключевых внешних критериев – выбор высшего учебного заведения. Абитуриенты ИМЭС выбирают вуз не только благодаря разнообразию направлений подготовки, но также и дополнительных преференций: возможности одновременно получить вторую специальность, сильного преподавательского состава, помощи в стажировке и дальнейшем трудоустройстве.