На конференции «Цифровая трансформация международной экономической системы. Глобальные вызовы», выступила Яна Андреевна Шурупова — кандидат биологических наук, сотрудник биологического факультета МГУ. Она рассказала об эволюции Homo sapiens, отметила роль медицинских открытий и затронула влияние искусственного интеллекта на образование и общественные связи. В интервью ИМЭС Яна Андреевна поделилась своими мыслями о биологии, технологиях и обществе, а также впечатлениями от конференции.
Яна Андреевна, на конференции вы затронули многие актуальные вопросы. Могли бы вы рассказать, что именно вы обсудили со слушателями?
Я начала своё выступление с краткого исторического экскурса по эволюции Homo sapiens. Мне кажется важным, чтобы люди понимали, что без знаний о том, как все начиналось и о биологической эволюции сложно судить о развитии культуры, экономики, науки и технологий. Важно осознавать, что культурная эволюция идет намного быстрее биологической она все же другая. Например, мобильные телефоны и интернет — это технологии последних десятилетий, хотя нам кажется, что они с нами так давно. Биологическая же эволюция — процесс значительно более медленный, охватывающий сотни тысяч лет. Поэтому делать прогнозы о том, как изменится человек в будущем, пока рано. А вот задумываться, как изменится общество — важно. Ещё важный вопрос — как мы используем технологии, ведь человечество стало геологической силой, влияющей на выработку ископаемых, климат, состав почв и вод и так далее. Помимо глобальных вопросов экологии и биоразнообразия, важно осознавать ценность человеческой жизни.
Какие достижения вы считаете наиболее важными для человечества с точки зрения биологии?
С точки зрения биологии, одним из ключевых достижений я бы назвала открытие антибиотиков, хотя оно и произошло достаточно давно. Это открытие существенно повлияло на уровень и продолжительность жизни людей. Ещё одно значимое направление — это нейросети, которые помогают обрабатывать большие объемы данных. Важно и развитие генетики для изучения популяций людей — сейчас у нас есть колоссальные объемы информации об особенностях разных популяций, что позволяет не только лучше понимать наследственность, но и делать медицину более персонализированной. Интересно использование новых методы и в палеонтологии — гистология, компьютерная томография, картирование химических элементов — все это позволяет делать открытия, даже изучая старые коллекции.
Как, по вашему мнению, цифровые технологии повлияли на межличностные отношения и общественную динамику?
Здесь я могу только поделиться своими субъективными наблюдениями. Да, многие считают, что цифровые технологии негативно влияют на общение. Но я не совсем согласна с этим. Мы действительно общаемся больше, чем раньше, в интернете, но при этом сохраняем возможность поддерживать связи с большим количеством людей. Несмотря на смену формата общения, важные связи всё равно остаются. Увеличивается и объем информации, которую мы получаем каждый день. Нельзя это оценивать только в негативном ключе, это просто немного другая реальность, к которой надо приспосабливаться. И важно это учитывать в том числе в образовательном процессе. Иногда приходится делать его более интерактивным, пересматривать старые планы занятий, но оно того стоит. Не стоит забывать, что мы — социальные существа, поэтому важны личные контакты, особенно преподавателя и учащегося. Он-лайн общение — это, конечно, полезно, но все-таки в качестве дополнения.
Поделитесь, пожалуйста, вашими впечатлениями от конференции «Цифровая трансформация международной экономической системы. Глобальные вызовы»?
Впечатления у меня самые положительные, понравилась атмосфера конференции — она была тёплой и дружелюбной. Доклады плавно переходили друг в друга, и каждый спикер дополнял предыдущего, хотя мы не знали заранее, кто о чем будет высказываться. Это создаёт ощущение живого диалога между специалистами из разных (и самых неожиданных) областей, такой междисциплинарный подход, как мне кажется, собенно интересен. В целом и сам ИМЭС впечатлил — видно, что это место, где приятно учиться. Также меня порадовали ваши студенты — они слушали живо и с интересом, задавали вопросы.. Хочу пожелать им удачи на предстоящей сессии и призвать их использовать технологии и нейросети с умом, чтобы познавать мир и бережно относиться друг к другу.