Адаптационная неделя – это важный этап в жизни каждого первокурсника, который помогает им легче влиться в студенческую жизнь и привыкнуть к новым условиям обучения.
О важности проведения адаптационной недели в формате интервью рассказала Руководитель психологической службы ИМЭС Веремьева Алёна Анатольевна:
Вопрос: Почему ИМЭС проводит адаптационную неделю, и как она помогает первокурсникам справиться с эмоциональным стрессом и тревогой, связанными с началом учебы?
Ответ: В ИМЭС существует уникальный опыт успешного взаимодействия с первокурсниками. Мы формируем среду для мягкого сопровождения и погружения в образовательный процесс вуза. Благодаря слаженному командному подходу и комплексной работе администрации, сотрудников и студентов мы реализуем масштабную программу социально-психологической адаптации. Это помогает первокурсникам познакомиться с институтом, преподавателями и одногруппниками, а также освоиться в новых образовательных и социально-психологических условиях.
Адаптационная неделя способствует облегчению эмоционального напряжения и тревожности, которые обычно возникают при начале учебы, путем создания благоприятных условий для развития коммуникативных навыков, укрепления самооценки и уменьшения психологического дискомфорта. Она помогает студентам обрести уверенность в собственных силах и формирует у них активную жизненную позицию.
Вопрос: Какой должна быть программа адаптационной недели, чтобы помочь студентам почувствовать себя частью коллектива?
Ответ: К адаптационной неделе первокурсников мы начинаем готовиться с марта. У нас существует «Школа наставников», куда через собеседование приглашаются активные и ответственные студенты 2-4 курсов. С ними психологи проводят тренинги на командообразование и обучают лидерским навыкам для групповой работы. Сотрудники Отдела воспитательной работы рассказывают о главных ключевых мероприятиях года и формируют ценностные ориентиры для успешного наставничества. Прошедшие школу студенты-наставники становятся ключевыми помощниками для первокурсников и сопровождают их во всех мероприятиях института.
В программу адаптационной недели входят следующие мероприятия:
- интерактивные занятия, тренинги, командные игры и квесты, которые способствуют активному взаимодействию студентов;
- организация знакомств и коммуникационных активностей внутри учебной группы для более быстрого установления контактов;
- проведение лекций и обсуждений, посвященных культуре учебного процесса и жизни студента;
- совместные творческие и спортивные мероприятия, укрепляющие связи между участниками;
- работа по развитию позитивного и поддерживающего климата в группе, а также формированию навыков коллективного взаимодействия и принятия решений;
- встречи с экспертами, психологами и старшекурсниками для оказания поддержки и помощи в адаптации новых студентов.
Вопрос: Какие долгосрочные психологические преимущества получает студент после прохождения адаптационной недели?
Ответ: После прохождения адаптационной недели студент получает несколько важных преимуществ: во-первых – снижается уровень тревожности и эмоционального стресса, так как студент получает необходимые знания и навыки для организации своей учебной и социальной жизни, что повышает уверенность и чувство защищенности, во-вторых – развивается психологическая устойчивость и активная жизненная позиция, что помогает эффективнее справляться с будущими академическими и личностными трудностями, и в-третьих – студент становится носителем культурных ценностей института и его традиций.
Вопрос: Как адаптационная неделя помогает студентам развить эмоциональный интеллект и навыки саморегуляции?
Ответ: В ходе адаптации студенты получают возможность лучше осознать свои возможности, что способствует развитию позитивной самооценки и уверенности в себе. Высокий уровень тревожности, характерный для начала учебы, начинает постепенно снижаться благодаря поддержке и развитию навыков эффективного взаимодействия и эмоциональной саморегуляции. Кроме того, студенты учатся справляться с новыми требованиями учебного процесса и социокультурной среды, что помогает им избежать дезадаптации и настроиться на успешное обучение. Важную роль в этом играет индивидуальный подход психологов и наставников, которые помогают выявить трудности и поддерживают каждого в процессе адаптации.
Благодаря грамотно организованной программе адаптационной недели каждый студент получил поддержку и возможность уверенно начать путь в ИМЭС, открывающем двери к успешным профессиональным и личным достижениям.
Адаптационная неделя в ИМЭС стала незаменимым этапом, помогающим студентам интегрироваться в учебный процесс и почувствовать себя комфортно в новом сообществе.
