Содержание:
Поступление в вуз – сложное и очень ответственное мероприятие. Ключевым его этапом становится выбор места обучения. Он носит многоуровневый характер и включает определение вуза, факультета и специальности. Но в подавляющем большинстве случаев абитуриент концентрируется исключительно на высшем учебном заведении, что в корне неверно.
Практически каждый вуз объединяет несколько факультетов, обучающих студентов по совершенно разным направлениям. Причем многие из них наверняка не подходят персональным предпочтениям конкретного абитуриента. Поэтому имеет смысл выбирать не только вуз, но и сразу же определяться с факультетом.
Выбор специальности не так актуален, так как внутри факультета собраны схожие направления подготовки и всегда можно найти подходящее. Порядок действий абитуриента можно представить в виде простой и понятной пошаговой инструкции.
Шаг № 1. Определение интересов
Происходит в произвольной форме. Например, в виде списка личных предпочтений и запросов. Он включает разные аспекты жизни, чаще всего успешные предметы в школе или хобби.
Шаг № 2. Поиск и анализ информации
Сегодня не составляет труда найти информацию о любом вузе, факультете, направлении подготовки или конкретной специальности. Источниками сведений выступают:
- официальные сайты учебных заведений;
- многочисленные тематические ресурсы;
- социальные сети;
- любые СМИ;
- беседы с близкими, родными, коллегами, студентами или преподавателями.
Очень хороший источник объективной информации – посещение подготовительных курсов при вузе. Это не только дает пищу для размышлений, но и нередко предоставляет некоторые льготы при поступлении. Тем более что сегодня многие вузы практикуют онлайн-курсы подготовки, удобные и необременительные, но в то же время эффективные. Пример – ИМЭС, который использует такой формат обучения абитуриентов в течение нескольких последних лет.
Шаг № 3. Изучение образовательной программы
Огромное значение следует уделять непосредственному содержанию учебного курса. Именно поэтому данный вопрос вынесен в отдельный пункт. Далеко не всегда название специальности позволяет получить объективное представление о том, чему студента будут учить. А вот программа учебного курса – это намного более информативный источник.
Шаг № 4. Статус вуза и факультета
Оба критерия имеют немалое значение, так как определяют уровень подготовки. Многочисленные рейтинги отечественных вузов легко найти на любом из тематических сайтов. С факультетами несколько сложнее, но и здесь информацию вполне реально найти – было бы желание.
Шаг № 5. Продолжительность обучения
Параметр, который в разных вузах и факультетах отличается не сильно. Но рассмотреть его все-таки необходимо. Разница даже в полгода, а тем более год, может оказаться очень существенной.
Шаг № 6. Карьерные перспективы
Сложный для прогнозирования критерий. Дело в том, что ситуация на рабочем рынке страны и мира очень быстро меняется. Поэтому сделать прогноз даже на 5 лет вперед крайне проблематично.
Шаг № 7. Проходной балл
Опыт показывает, что статистика проходного балла за прошлые годы в большинстве случаев оказывается справедливой при экстраполяции на один или два следующих. Быстрых изменений в этом вопросе обычно не происходит. Получение информации должно сопровождаться анализом имеющихся результатов ЕГЭ и оценкой вероятности поступления.
Шаг № 8. Стоимость обучения
Завершающий критерий выбора – финансовый. Перспектива поступить на бюджетное место имеется у очень немногих абитуриентов. Поэтому следует объективно оценить собственные силы, после чего на основании комплексного изучения перечисленных параметров сделать верный выбор.