Колледж
Назад
Назад
Колледж

Как выбрать профессию в 2023 году

Содержание:

  1. Тенденции на рынке труда
  2. Ключевые навыки будущего
  3. Какие профессии востребованы в 2023 году
  4. Как выбрать профессию после школы
  5. Профессии после 9-го класса
  6. Профессии после 11-го класса
  7. Актуальные профессии в ИМЭС

Работа – важная часть жизни, поэтому правильный выбор профессии избавит от множества проблем в будущем. Сложно хорошо выполнять свои обязанности и заниматься профессиональным развитием, если дело не нравится. Разберемся, как выбрать профессию, которая будет приносить не только деньги, но и удовольствие.

Тенденции на рынке труда

Все сферы стремительно роботизируются уже сейчас. Поэтому ожидается, что спрос на технические профессии и IT-специалистов в ближайшей перспективе будет только расти. При этом новые специальности, как правило, включают компетенции из нескольких близких областей знаний. Так, «Сколково» и «Агентство стратегических инициатив» прогнозируют, что будут востребованы консультанты по робоэтике, инженеры роботизированных систем, IT-евангелисты.

Несмотря на активное развитие технологий, времена, когда учителей и врачей заменят роботы, наступят нескоро. Искусственный интеллект решает специализированные задачи. Роботы не умеют работать в условиях неопределенности, приспосабливаться к обстоятельствам, руководить проектной деятельностью и не отличаются гибкостью мышления. Поэтому при выборе профессии нужно учитывать человеческий фактор. Так что, если сердце лежит к педагогике или медицине, не стоит отказываться от достойных профессий по причине всеобщей роботизации.

Эксперты рынка труда прогнозируют, что полностью исчезнут профессии библиотекаря, архивариуса, каскадера, операциониста. К 2030 году окажутся невостребованными услуги нотариуса, риелтора, бухгалтера, экскурсовода, провизора, переводчика. Зато будут необходимы игропрактики, космогеологи, архитекторы территорий, генетические консультанты, урбанисты-экологи, молекулярные диетологи, консультанты по управлению данными, сетевые архитекторы и др.

Ключевые навыки будущего

Есть группа базовых навыков, которые применяют все работающие люди. Так, важны умения концентрироваться и управлять вниманием, эмоциональный интеллект, кросскультурность, цифровая грамотность, экологическое мышление, самоорганизация, критическое мышление. Ожидается, что для профессий будущего будут необходимы прикладные навыки, например программирование и способность учиться всю жизнь.

Кроме минимальных технических знаний (не во всех сферах), в ближайшем будущем будет важен навык владения иностранными языками. Уже сейчас многие инновационные проекты разрабатываются на стыке разных областей знаний и в международном формате. Если хотите стать востребованным специалистом, поступайте в вуз или колледж, где достаточно времени уделяется изучению английского, или занимайтесь самостоятельно.

Какие профессии востребованы в 2023 году

Эксперты из «Сколково» и «Агентства стратегических инициатив» создали «Атлас новых профессий», куда попали направления деятельности, которые будут необходимы рынку в будущем и набирают популярность уже сейчас:

  1. Медицина. Основными тенденциями станут биотехнологии и профилактика. Специальности будущего – оператор роботов-диагностов, IT-генетик, разработчик имплантов и индивидуальных схем питания.
  2. Бизнес. Будут необходимы специалисты по разработке страховых тарифов, операционные менеджеры, логисты.
  3. Инжиниринг. Направление включает такие актуальные специальности, как бренд-менеджер, формирующий образ страны, региона или другого пространства, разработчик интеллектуальных систем и пр.
  4. IT. Кроме стандартных специальностей сферы IT, окажутся востребованы сборщики пакетов данных для машинного обучения, разработчики моделей Big Data и интерфейсов, контролеры нейросетей.
  5. Туризм. К 2030 году снизится число посредников между клиентом и поставщиком услуги, станет еще более востребованным туризм впечатлений. Уже сейчас можно пойти на специальность «Гостиничное дело», чтобы после выпуска работать консультантом по индивидуальным турам, бренд-менеджером пространств и т. д.
  6. Культура и искусство. Главная тенденция – переход к интерактивному контенту, взаимодействие разных видов искусства. В США прогнозируют, что уже к 2026 году рынок искусства и дизайна покажет рост минимум на 4 %. Будут необходимы гейм- и моушен-дизайнеры, мультимедийные художники, аниматоры.

Как выбрать профессию после школы

Какую профессию выбрать, зависит от личных склонностей и способностей. Определите, какие школьные предметы вызывают у вас интерес: дисциплины гуманитарного цикла, точные или естественные науки, творческое направление. Сначала подумайте о своих желаниях и оцените себя как личность.

Чтобы сделать осознанный выбор профессии, нужно иметь четкое представление о разных работах, выбирать то, что интересно и гармонирует с актуальными сферами. Поэтому следующим этапом правильного выбора профессии должен стать сбор информации. Выделив несколько интересных направлений, посоветуйтесь с родственниками и друзьями.

Учитывайте также основные факторы выбора профессии:

  • Личные наклонности.
  • Степень сложности (насколько тяжело освоить профессию).
  • Условия поступления на выбранное направление.
  • Востребованность работы в будущем.
  • Перспективы профессионального развития.
  • Уровень дохода на старте и в перспективе.
  • Условия труда.

Постарайтесь избежать типичных ошибок при выборе профессии. К ним можно отнести:

  1. Нежелание разбираться в своих личных качествах и предпочтениях. Помогут сделать правильный выбор профессии профконсультанты. Могут оказаться полезными специальные психологические тесты, но помните, что цель их прохождения – не получить готовый результат, а помочь изучить себя.
  2. Недостоверная или недостаточная информация о профессии. Школьники вообще мало осведомлены о том, какие бывают профессии и чем занимаются их представители. Кроме того, общественное представление о некоторых сферах приукрашено.
  3. Ориентир только на доход или престижность. Профессии, которые воспринимаются как статусные, не всегда являются самыми высокооплачиваемыми. Само понятие престижности относительно и меняется со временем.
  4. Неправильная оценка собственных возможностей. Например, для освоения отдельных специальностей необходимы особые физические данные, творческие способности, и выбор профессии нужно делать с учетом их наличия. Если игнорировать ограничения, можно столкнуться с трудностями уже во время обучения.
  5. Чрезмерная восприимчивость к чужому мнению. Родители, друзья и учителя могут оказать помощь в выборе профессии или, наоборот, запутать, навязать свое мнение.

Проблема выбора профессии кажется молодым людям глобальной, но не бойтесь пробовать себя в разных сферах и ошибаться. Любой опыт пригодится. Профессию можно поменять, но не стоит изначально усложнять себе жизнь, безответственно относясь к получению образования и выбору профессии.

Профессии после 9-го класса

После 9-го класса можно поступить только в колледж. Там готовят рабочих среднего звена и служащих разных профессий.

В колледж стоит идти для получения необходимых практических навыков. В отличие от университетов и институтов, которые дают фундаментальные знания, программы СПО отличаются большей конкретикой. Материал дается в сжатой форме. Содержание программ зависит от направления подготовки и самого колледжа – от возможности привлечения экспертов для ведения лекций, материально-технической базы, контактов с работодателями для практики.

В первый год обучения студенты проходят программу 10–11-го классов, а затем приступают к изучению профильных дисциплин. Студенты получают важные профессиональные навыки, умения и опыт. После 3 лет обучения выпускники могут приступать к работе, опережая тех, кто выбрал вуз. Поэтому, если хотите быстрее начать работать, выбирайте колледж.

В ссузах можно получить профессию, которую сложно освоить самостоятельно: научиться делать макияж и прически, конструировать выкройки и шить, чинить бытовую технику, исправлять нарушения речи у детей дошкольного возраста, вести бухгалтерский учет и др. Выбор профессий для школьника в колледжах ежегодно увеличивается: это дизайн, строительство, IT, архитектура, медицина, психология и др.

{loadmoduleid 157}

В ссузах представлены экономические профессии, технические, аграрные, творческие, гуманитарные, военные, медицинские и др. В каждой – несколько десятков разных направлений. Например, к творческим относятся профессии дизайнера, скульптора, хореографа, мультипликатора, дирижера, актера и др., а к аграрным – агроном, зоотехник, агроинженер, сельскохозяйственный эколог, почвовед и т. д.

К востребованным на рынке труда специальностям можно отнести:

  • Техник-конструктор. Специалист среднего звена, который конструирует изделия разной степени сложности для мелкосерийного и индивидуального производства, простые изделия для крупного производства. Может работать в разных сферах – от производства электроники и бытовой техники до военных заводов, самолето- и ракетостроения.
  • Специалист по контролю качества. Контролирует производственные процессы и качество продукции на разных предприятиях, вводит новые методы и средства контроля. Получив эту профессию, можно трудоустроиться на производство, в центры сертификации, бюро товарных экспертиз и пр.
  • Специалист по аддитивным технологиям. Создает объемные объекты путем послойной печати. Этот специалист участвует в радикальной перестройке организации научно-производственного цикла.
  • Оператор БПЛА. Специалист по эксплуатации, ремонту и обслуживанию дронов. БПЛА используются в сельском хозяйстве, строительстве, на железных дорогах, в геологоразведке, картографии и геодезии, военной сфере, а также для решения других задач: доставки грузов, съемки с воздуха, обеспечения связи.
  • Слесарь. Обрабатывает металлы вручную или механизированным инструментом, собирает, ремонтирует и обслуживает машины и механизмы. Хорошие специалисты очень востребованы на рынке труда.
  • Сантехник. Занимается монтажом и ремонтом сантехники. Может работать на коммунальном предприятии, в управляющей компании, заниматься частной практикой.
  • Сварщик. Одна из основных рабочих специальностей в сфере строительства и машиностроении. Профессия хорошо оплачивается и востребована на любом промышленном предприятии, в сельском хозяйстве, нефтеперерабатывающей отрасли.
  • Оптик-механик. Изготавливает призмы, линзы, зеркала и др. Специалисты задействованы при производстве фотоаппаратов и видеокамер, оптических датчиков разного назначения, приборов ночного видения, микроскопов и другой измерительной аппаратуры.
  • Дефектоскопист. Специалист, который выявляет механические повреждения и производственные дефекты. Может работать на транспорте, в машиностроительной сфере, химической и энергетической промышленности, в научных лабораториях и др.
  • Техник по защите информации. Обеспечивает безопасность информационной инфраструктуры предприятия, обслуживает средства защиты информации. Работает на производстве, в финансовой сфере, коммерческих организациях.
  • Мастер ювелирного дела. Выпускники умеют практически всё: изготавливать изделия, крепить камни, разрабатывать 3D-модели и чертежи. При развитом чувстве художественного вкуса, усидчивости и кропотливости можно достичь успехов в профессии.
  • Техник-механик в сельском хозяйстве. Занимается обслуживанием сельхозтехники. Может трудоустроиться в организации агропромышленного комплекса.
  • Лаборант химического анализа. Анализирует выпускаемый продукт на соответствие установленным нормам. Специалисты востребованы в фармацевтической, химической промышленности, при производстве строительных материалов, в научно-исследовательских институтах и т. д.
  • Метролог. Отвечает за точность измерений, контролирует измерительное оборудование и применяемые методики. Метрологи работают в государственных органах, НИИ, центрах стандартизации, на производстве.

Большинство профессий можно освоить как в колледже, так и в вузе. Но для некоторых видов деятельности нужны сугубо практические навыки. Например, профессии швеи, кузнеца, лесника, кондитера лучше осваивать именно в ссузах.

Профессии после 11-го класса

У молодых людей, получивших среднее общее образование, больше вариантов дальнейших действий. Выпускники 11-го класса могут поступить в колледж (как правило, с ускоренным сроком обучения) или вуз.

В университетах дают широкое образование. Студенты изучают не только профессиональные дисциплины, но и общие, напрямую не связанные с основной специальностью. В одном университете обычно представлены как технические, так и гуманитарные факультеты, поэтому выбор рода деятельности и профессии более широкий. Академии и институты готовят специалистов в одной профессиональной области.

В вузах можно получить любое образование – от декоративно-прикладного искусства до ядерной физики и ракетостроения (кроме некоторых новых профессий, для которых еще не разработан профстандарт и образовательные программы). Представлены как рабочие профессии, так и наукоемкие специальности.

Самые востребованные среди абитуриентов направления обучения в вузах:

  • IT-сфера (информационные системы и технологии, информатика и вычислительная техника). В IT можно работать без программирования: самостоятельным командам и компаниям требуются тестировщики, бизнес-аналитики, IT-рекрутеры, аналитики и др. Но выпускники вузов имеют все шансы занять технические (разработка ПО) и впоследствии управленческие должности (менеджеры в IT).
  • Менеджмент. Грамотные менеджеры нужны в любой отрасли экономики. Специалисты занимаются управлением персоналом, маркетингом и рекламой, страхованием, подбором кадров, рисками и финансами. Возможности для профессиональной реализации в этой сфере максимально широкие, но и конкуренция довольно высокая.
  • Экономика. Вузы готовят банковских служащих, аналитиков, бизнес-консультантов, налоговых инспекторов, аудиторов, специалистов по финансам, инвестициям и др. Этих специалистов объединяет хорошее знание экономических законов, умение рассчитать выгоду сделки или рентабельность нового проекта.
  • Юриспруденция. Выпускники юридических факультетов работают судьями, адвокатами, нотариусами, следователями, прокурорами в госструктурах, коммерческих компаниях разного размера или ведут частную практику. Юристы не только занимаются вопросами применения законов, но и участвуют в разработке нормативно-правовой базы.
  • Педагогическое образование. Популярные специальности: дошкольное образование, начальное образование, преподавательская деятельность (по профилям), логопедия и дефектология, педагогика девиантного поведения. Выбор будущей профессии зависит от предпочтений в педагогике. Но все специальности педагогического профиля всегда востребованы.
  • Лечебное дело. Выпускники медицинских факультетов могут реализовать свой потенциал в разных направлениях: терапия, стоматология, хирургия, кардиология, репродуктивное здоровье, профилактика, иммунология. Подходящее направление для людей с высшим медицинским образованием и способностями к менеджерской работе – общественное здравоохранение (разработка приказов и законов).

Обучение на бакалавриате занимает 4–5 лет, затем можно поступить в магистратуру – это еще 1–2 года. Учиться на специалитете предстоит 5–6 лет. Специалитет предполагает более глубокий уровень обучения по сравнению с бакалавриатом. После окончания можно устроиться на работу или поступить в аспирантуру и заняться научно-исследовательской деятельностью.

Актуальные профессии в ИМЭС

В ИМЭС реализуются актуальные программы подготовки специалистов в сфере экономики, юриспруденции, менеджмента, бизнес-информатики, государственного и муниципального управления, рекламы и связей с общественностью, психологии и педагогики. Приоритет института – подготовка высококвалифицированных кадров по наиболее востребованным специальностям.

Выпускники получают не только профессиональные знания, которые позволяют им после получения диплома быстро найти перспективную работу, но и навыки, необходимые каждому специалисту:

  • Углубленно изучают иностранные языки. Студенты развивают разговорные навыки, осваивают общую грамматику и бизнес-английский, получают опыт в презентации и ведении переговоров на иностранном языке. Занятия проводятся в группах по 6–8 человек с приблизительно одинаковым уровнем подготовки.
  • Учатся аргументированно излагать свою позицию. В вузе применяют современные методы обучения, которые предполагают высокий уровень активности студентов. Учебный процесс построен таким образом, чтобы молодые люди стали коммуникабельными, умели адаптироваться к ситуации.
  • Развивают критическое мышление. В ходе обучения и участия в дополнительных активностях (воркшопы, конференции, лекции приглашенных экспертов-практиков) учатся анализировать явления и события, формулировать обоснованные выводы, использовать полученные результаты в применении к актуальным проблемам.

Поступление в ИМЭС проходит на конкурсной основе по баллам ЕГЭ. Те, у кого уже есть высшее образование, выпускники колледжа и иностранные абитуриенты могут участвовать в отборе по результатам внутренних вступительных экзаменов.

Выбор профессии – одно из первых действительно важных решений в жизни молодых людей. Поэтому не забывайте о свободе выбора профессии: не следуйте по чужим стопам, а ищите свой путь, прислушивайтесь к себе, не бойтесь пробовать и ошибаться. Любой рейтинг актуальных направлений рассматривайте как вспомогательный инструмент. Только так можно сделать осознанный выбор и реализоваться в жизни.

Хочешь быть востребованным специалистом
и работать в престижных компаниях?

Оставляй свой номер
телефона, мы перезвоним
  • Уточним, какие у тебя результаты ЕГЭ
  • Если нет ЕГЭ — расскажем про возможность поступления без него
  • Сориентируем по стоимости, льготам и скидкам для отдельных категорий учащихся
  • Ответим на все вопросы

Если тебя все устроит — поможем написать заявление
о поступлении и объясним,

как правильно собрать пакет документов

    Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

    Анна Сатинаева,

    консультант приемной
    комиссии
    ИМЭС

    Поиск
    Telegram
    WhatsApp
    WhatsApp
    Telegram