Колледж
Назад
Назад
Колледж

Технологии обучения

Содержание:

  1. Современные технологии обучения
  2. Образовательные технологии
  3. Предметно-ориентированные технологии обучения
  4. Личностно-ориентированные технологии обучения
  5. Классификация педагогических систем
  6. Какие существуют
  7. Характеристики и виды образовательных технологий
  8. Тренды образовательных технологий
  9. Адаптивное образование
  10. Интегральный подход
  11. Что является целью технологии обучения?
  12. Как технологии могут помочь в обучении?
  13. Какие технологии сейчас популярны?

Технологии обучения – это основная категория педагогики, собирательный термин для обозначения применяемых в процессе практической реализации заранее намеченных в программе целей, методов, средств, приемов. Под ним подразумеваются все разработанные на научной основе способы решения задач современного образования.

Современные технологии обучения

Интеллектуальных сведений не всегда достаточно для получения практических решений и это особенно наглядно проявляется в образовательной сфере. Необходимо применение современных технологий, под которыми подразумевают способ осуществления и влияние на него человека. Двойственность понятия в переводе с исходного греческого, как технического способа или интуитивного решения (творчества) означает, что основанием для инноваций выступают научные достижения или созидательная умственная деятельность учителя.

Прибавление эпитета «современные» указывает, что рассмотрения и применения удостоены только недавние исследования. Они основаны не столько на достижениях педагогики, сколько на применении электроники, цифровых технологий, технических средств и возможностей, предоставленных Всемирным информационным пространством.

Образовательные технологии

Нередко отождествляются с технологиями обучения, но такая тенденция в научной литературе обедняет содержание термина. Образовательные технологии – более широкое понятие, чем технология обучения. В него входят:

{loadmoduleid 157}

  • идеи, применяемые в воспитании и личностном развитии;
  • инструменты, применяемые в воспитании и преподавании знаний;
  • методы формирования и внедрения;
  • новые знания, полученные человеком с помощью расширенных технических возможностей;
  • теоретическая база, наработанная человечеством и тесно взаимосвязанная с инновациями.

Общепринятое понимание технологии, как системы, созданной для обеспечения пути к достижению поставленной цели, актуально и в педагогике. Просто продукт, ожидаемый после решения поставленной задачи – это человек, наделенный знаниями, позволяющими ему справиться с конкуренцией и продолжить свое развитие самостоятельно в специфических условиях XXI века.

Предметно-ориентированные технологии обучения

Призваны обеспечивать высокий уровень знаний по изучаемым отраслям и предметам. Своеобразный антипод личностно-ориентированного подхода, где во главу угла ставится не столько уровень знаний, сколько индивидуальные потребности личности. Базовыми направлениями ПОТ считаются:

  • образование с двумя его формами, внешней и внутренней дифференциацией (разработано советскими педагогами в 80-х годах прошлого столетия);
  • концентрированное, у него тоже две модели, основанные на трансформации учебного времени и расстановке приоритетов в предметах;
  • педагогическая мастерская, в которой учитель нужен только для разрешения проблем, возникших в ходе самостоятельного поиска;
  • модульное, основанное на теории развивающего обучения, основоположником которого считается Л. Выготский.

В этой системе нашлось место и личностно-ориентированному обучению, выступающему, как часть концентрированного, где в разработке методов учитывается личность ученика, ее возрастные и психологические особенности, потребности и степень одаренности.

Личностно-ориентированные технологии обучения

Принято сводить к учету личности обучаемого, но главная задача – применение учебы и методов воспитания в создании гармонично развитой личности, способной в дальнейшем самостоятельно усваивать необходимые ей знания. Принципы системы:

    {loadmoduleid 158}

  • паритет сторон-участников процесса;
  • рефлексивное развитие (направленность на достижение уже определенного результата);
  • отсутствие авторитарного влияния педагога;
  • учащийся – не пассивный, а активный участник образовательного процесса.

Цель: формирование готовности к саморазвитию и самосовершенствованию, подготовка к соцадаптации, раскрытие всестороннего потенциала личности.

Классификация педагогических систем

В изложении общепринятой дифференциации на виды, существует четыре разновидности системы: малые, средние, крупные и суперкрупные. Теоретики непременно предупреждают о многогранности понятия и о возможности разграничения подпадающих под него систем по другим критериям, что дает большой простор для анализа, научной систематизации и даже для домыслов, не имеющих под собой особенных оснований.

DSC01385

Какие существуют

Существует множество монодидактических классификаций, основанных на одном признаке, и это объяснимо, поскольку отличительных особенностей множество, разработать классификацию, учитывающую все отличия пока, не удалось, поэтому можно учитывать возраст, целевое предназначение, взаимодействие с педагогом, уровень применения (общие, предметные или частные и локальные). Также их различают по типу учреждения и даже по философской основе.

Учитывая, что социальный заказ формируется обществом, можно выделить классификацию, в которой есть учреждения:

    {loadmoduleid 159}

  • общего образования – стандартные школы, альтернативные (лицеи, гимназии), интернатные и полуинтернатные;
  • дополнительного (танцы, спорт, музыка);
  • профтехобразования;
  • высшего и интернет-образования.

Это и есть причина существования множества педагогических систем, которые классифицируют слишком обще (по размерам) или достаточно подробно (по одному, не всегда определяющему базовую сущность, отличительному признаку).

Характеристики и виды образовательных технологий

Целостность, концептуальность, воспроизводимость, эффективность: ТОП-5 характеристик, актуальных в современном образовательном пространстве. На виды их делят не по востребованным особенностям (они свойственны буквально всем), а по уровню применения (частные и общие, предметные и модульные), по концепции, положенной в основу, организационным формам, и взаимодействию ученика и педагога.

Тренды образовательных технологий

В перечне множество позиций, в первую пятерку вошли:

  • непрерывное обучение;
  • МООК (онлайн курсы);
  • адаптивное образование;
  • интегральный подход;
  • чаи-боты, как коррекция роли педагога.  

Это весьма приблизительное представление: трендам свойственно меняться под влиянием новых технологий, а они развиваются и совершенствуются постоянно.

Адаптивное образование

Получает все более широкое распространение в мировом образовательном пространстве. Некоторые исследователи усматривают его истоки еще в педагогике древности. Есть некоторые ограничения на применение – например, в областях науки, которым свойственны перманентное развитие и обновления. Предполагается, что они будут сняты в связи с развитием искусственного интеллекта. Адаптивные системы позволят создавать индивидуальные программы с учетом когнитивных способностей конкретного обучаемого.

Интегральный подход

Представляется перспективным в свете бурного роста цифровых и информационных технологий. К нему обращаются разные педагогические системы, а теоретики проводят аналогии между классическим и интегральным образованием на примере медицины (лечение причины как изучение ограниченного сегмента знаний и учет всех составляющих, имеющих влияние на человеческое здоровье). Эксперты уверены, что результатом учебного процесса будет востребованный специалист, при условии изучения междисциплинарного массива, дающего всестороннее представление о предмете.

Что является целью технологии обучения?

Их несколько, но базовой признано достижение гарантированных результатов, их неоднократное повторение и успешное воспроизведение в последующих выпусках. У каждой технологии есть свои, отдельные цели, например, в адаптивной – обретение самоконтроля и применение самостоятельности в работе.

Как технологии могут помочь в обучении?

{loadmoduleid 160}

Это зависит от того, какая именно разработка современной педагогики применяется. Проблемное обучение стимулирует интеллектуальную активность и мышление, цифровые — обеспечивают яркое восприятие и более надежное усвоение.

Какие технологии сейчас популярны?

Можно обратить внимание на 5 самых актуальных цифровых тенденций: цифровизация в России коснулась всех сегментов общественной сферы и образование – подтверждение этому. В перечне – дистанционное и нано- обучение, услуги по подписке (так называемое длительное), иммерсивное, ИИ и автоматизацию.

Хочешь быть востребованным
специалистом, работать в престижных
компаниях
и зарабатывать уже
в начале
карьеры
от 80 000 ₽ в месяц
и более?

Оставляй свой номер
телефона, мы перезвоним
  • Уточним, какие у тебя результаты ЕГЭ
  • Если нет ЕГЭ — расскажем про возможность поступления без него
  • Сориентируем по стоимости, льготам и скидкам для отдельных категорий учащихся
  • Ответим на все вопросы

Если тебя все устроит — поможем написать заявление
о поступлении и объясним,

как правильно собрать пакет документов

    Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

    Анна Сатинаева,

    консультант приемной
    комиссии
    ИМЭС

    Поиск
    Telegram
    WhatsApp
    WhatsApp
    Telegram