Содержание:
Характерной особенностью отечественного школьного образования выступает одновременное использование несколько систем оценки уровня знаний. Одна из них – стандартная, которая использовалась многие десятилетия и включает шкалу из 5 баллов, где 5 – это «отлично», 4 – «хорошо» и т. д. Вторая и третья введены относительно недавно, после запуска ОГЭ и ЕГЭ. ОГЭ проводится по итогам 9 классов школы, ЕГЭ – после окончания 11. Исходя из тематики статьи, следует более детально рассмотреть именно ОГЭ и взаимосвязь его итогов c классической оценочной шкалой.
Перевод результатов ОГЭ в обычные оценки по 5-балльной шкале
ОГЭ предусматривает сдачу двух обязательных предметов (традиционных русского языка и математики) и двух дополнительных дисциплин. Последние выбираются самим школьником из девяти доступных. Поэтому имеет смысл собрать и представить в виде таблицы правила перевода первичного балла в традиционный по каждому из них.
Показатель в баллах / традиционный балл | 2 (неудовлетворительно) | 3 (удовлетворительно) | 4 (хорошо) | 5 (отлично) |
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ | ||||
Русский язык | ||||
Первичный (рассчитывается по итоговой сумме результатов на экзамене) | От 0 до 14 | От 15 до 22 | От 23 до 28 (минимум 4 по критериям грамотности) | От 29 до 33 (минимум 6 по критериям грамотности) |
Минимальный для получения аттестата | 15 | |||
Минимум для принятия в профкласс (рекомендуемая) | 26 | |||
Максимально возможный | 33 | |||
Математика | ||||
Первичный (рассчитывается по итоговой сумме результатов на экзамене) | От 0 до 7 | От 8 до 14 | От 15 до 21 | От 22 до 32 |
Минимальный для получения аттестата | 8 | |||
Минимум для принятия в профкласс (рекомендуемая) | 16, 18 или 19 в зависимости от профиля класса | |||
Максимально возможный | 32 | |||
ПРЕДМЕТЫ НА ВЫБОР | ||||
Физика | ||||
Первичный (рассчитывается по итоговой сумме результатов на экзамене) | От 0 до 10 | От 11 до 21 | От 22 до 33 | От 34 до 43 |
Минимальный для получения аттестата | 11 | |||
Минимум для принятия в профкласс (рекомендуемая) | 30 | |||
Максимально возможный | 43 | |||
Химия | ||||
Первичный (рассчитывается по итоговой сумме результатов на экзамене) | От 0 до 9 | От 10 до 20 | От 21 до 30 | От 31 до 40 |
Минимальный для получения аттестата | 10 | |||
Минимум для принятия в профкласс (рекомендуемая) | 27 | |||
Максимально возможный | 40 | |||
Биология | ||||
Первичный (рассчитывается по итоговой сумме результатов на экзамене) | От 0 до 12 | От 13 до 24 | От 25 до 35 | От 36 до 45 |
Минимальный для получения аттестата | 13 | |||
Минимум для принятия в профкласс (рекомендуемая) | 33 | |||
Максимально возможный | 45 | |||
География | ||||
Первичный (рассчитывается по итоговой сумме результатов на экзамене) | От 0 до 11 | От 12 до 28 | От 19 до 25 | От 26 до 31 |
Минимальный для получения аттестата | 12 | |||
Минимум для принятия в профкласс (рекомендуемая) | 23 | |||
Максимально возможный | 31 | |||
Обществознание | ||||
Первичный (рассчитывается по итоговой сумме результатов на экзамене) | От 0 до 13 | От 14 до 22 | От 23 до 29 | От 30 до 35 |
Минимальный для получения аттестата | 14 | |||
Минимум для принятия в профкласс (рекомендуемая) | 28 | |||
Максимально возможный | 35 | |||
История | ||||
Первичный (рассчитывается по итоговой сумме результатов на экзамене) | От 0 до 9 | От 10 до 19 | От 20 до 27 | От 28 до 34 |
Минимальный для получения аттестата | 10 | |||
Минимум для принятия в профкласс (рекомендуемая) | 24 | |||
Максимально возможный | 34 | |||
Литература | ||||
Первичный (рассчитывается по итоговой сумме результатов на экзамене) | От 0 до 13 | От 14 до 22 | От 23 до 31 | От 32 до 39 |
Минимальный для получения аттестата | 14 | |||
Минимум для принятия в профкласс (рекомендуемая) | 26 | |||
Максимально возможный | 39 | |||
Информатика | ||||
Первичный (рассчитывается по итоговой сумме результатов на экзамене) | От 0 до 4 | От 5 до 10 | От 11 до 16 | От 17 до 19 |
Минимальный для получения аттестата | 5 | |||
Минимум для принятия в профкласс (рекомендуемая) | 13 | |||
Максимально возможный | 19 | |||
Иностранный язык (английский, испанский, немецкий, французский) | ||||
Первичный (рассчитывается по итоговой сумме результатов на экзамене) | От 0 до 28 | От 29 до 45 | От 46 до 57 | От 58 до 68 |
Минимальный для получения аттестата | 29 | |||
Минимум для принятия в профкласс (рекомендуемая) | 55 | |||
Максимально возможный | 68 |
Приведенная выше информация актуальна для ОГЭ по итогам 2021–2022 учебного года. Хотя пока не до конца очевидны основные параметры сдачи экзаменов в части формата и сроков проведения испытаний по итогам 9 классов школы.
{loadmoduleid 158}
Правила расчета среднего балла
Большое значение для поступления в среднее специальное учебное заведение имеет не результат отдельного экзамена, а так называемый средний балл школьного аттестата после 9-го класса. Он рассчитывается по достаточно простой формуле, имеющей следующий вид:
СБ = (N1 * 5 + N2 * 4 + N3 * 3)/N, в которой используются такие обозначения:
- СБ – средний балл школьного аттестата после 9-го класса;
- N1, N2 и N3 – количество учебных дисциплин, по которым получена оценка «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно», соответственно;
- N – общее число учебных дисциплин, включенных в аттестат школьника, закончившего 9 классов.
Для большей наглядности имеет смысл привести пример расчета. Исходные данные таковы:
- общее число предметов – 20;
- количество отметок:
- «отлично» – 10;
- «хорошо» – 7;
- «удовлетворительно» – 3.
Средний балл аттестата составит: (10*5 + 7*4 +3*3)/20 = 4,35 балла по традиционной шкале оценок. Пример показывает, что выполнить расчет не составляет труда. Можно получить нужную цифру в течение нескольких секунд.
Важно отметить, что действующее в области среднего специального образования законодательство разрешает колледжам самостоятельно устанавливать правила расчета среднего балла школьного аттестата. Это позволяет выделять в качестве приоритетных некоторые профильные дисциплины, например информатику для специальности программиста или иностранный язык при обучении в области внешнеэкономических связей.
Именно поэтому имеет смысл уточнять правила зачисления в тот или иной колледж до сдачи ОГЭ. Такой подход предоставляет возможность сосредоточиться на подготовке по наиболее значимым учебным дисциплинам и повысить вероятность успешного поступления в целевое среднее специальное образовательное учреждение.
Тем более интересующая абитуриентов информация легко доступна, так как любой серьезный вуз и открытый при нем колледж имеют сегодня как минимум один официальный сайт. А наиболее известные институты и ссузы при них – даже два. Типичный пример: ИМЭС и работающий в качестве его структурного подразделения КМЭПТ, имеющие по собственному интернет-ресурсу, каждый из которых информативен и предоставляет любые нужные пользователю сведения.