Содержание:
Далеко не всегда поступление в вуз завершается успешным и беспроблемным его окончанием. Нередко у студента возникает потребность сменить место обучения. Действующее в России законодательство предоставляет ему такое право. Главное – четко понимать, что нужно сделать, и последовательно предпринять необходимые для перевода действия. Но сначала имеет смысл рассмотреть, почему принимается подобное решение.
Основания для перевода
Причиной принятия решения сменить вуз выступают различные жизненные ситуации – как связанные непосредственно со студентом, так и вызванные проблемами института или университета. На практике наиболее часто встречаются следующие из них:
- отзыв образовательной лицензии и аккредитации у текущего высшего учебного заведения;
- низкий уровень профессиональной подготовки, не устраивающий студента;
- желание сменить направление обучения на другую специальность;
- плохое отношение к студентам со стороны преподавательского состава или администрации учебного заведения;
- вынужденный переезд в другой город;
- накопление академических долгов или невозможность соблюдать установленный в вузе внутренний распорядок;
- испорченные отношения с одним или несколькими преподавателями, не подлежащие восстановлению.
В завершении раздела нужно обязательно отметить, что студент имеет полное право принять решение о смене вуза. Администрация учебного заведения не может препятствовать в его практической реализации, что четко прописано в актуальной редакции Федерального закона об образовании.
Правильная последовательность действий
Переход из одного вуза в другой проще всего представить в виде пошаговой инструкции. Она предусматривает последовательную реализацию нескольких этапов, каждый из которых целесообразно описать более подробно.
№ 1. Выбор нового учебного заведения
Прежде чем разрывать отношения со старым учебным заведением, необходимо договориться с новым. Основными критериями выбора обычно становятся такие:
- действующая образовательная лицензия и аккредитация;
- наличие свободных мест;
- подходящие направления подготовки и специальности;
- разумная стоимость обучения и т. д.
Крайне важно заблаговременно обратиться в приемную комиссию. На сайте любого серьезного вуза имеются все необходимые для этого контакты. На ресурсе столичного ИМЭС переводу из другого вуза отводится специальная страница, на которой приводится e-mail приемной комиссии и контактные телефоны. Для удобства пользователей предусмотрена возможность оперативного получения ответов на актуальные вопросы через мессенджер.
№ 2. Получение документов на текущем месте обучения
Только после предварительной договоренности с новым учебным заведением имеет смысл приступать к юридическому оформлению завершения отношений с текущим. Для этого сначала нужно получить справку о периоде обучения. Она выдается в течение 5 дней с момента обращения.
№ 3. Подача документов в новый университет или институт
Затем формируется комплект документов, в состав которого входят:
- уже упомянутая справка;
- паспорт;
- аттестат или диплом об имеющемся образовании.
Документация в электронном формате направляется в адрес приемной комиссии образовательного учреждения, выбранного для дальнейшего обучения. В ИМЭС документы можно отправить на priem@imes.su.
Далее требуется еще раз связаться с сотрудником приемной комиссии. Это необходимо для получения детальных инструкций о дальнейших действиях потенциального студента.
№ 4. Прохождение аттестации
Одним из основных требований часто становится аттестация по предполагаемому месту обучения. Целью ее проведения выступает проверка уровня подготовки студента, а также соответствия образовательных программ в текущем и новом вузе. Необходимость проходить аттестацию возникает далеко не всегда. Это становится еще одним аргументом для постоянного контакта и получения квалифицированных консультаций от сотрудника приемной комиссии.
№ 5. Отчисление из старого учебного заведения
После урегулирования формальностей с новым институтом или университетом подается заявление на отчисление в связи с переводом из старого. Последнему предоставляется три дня на издание соответствующего приказа и еще столько же времени на выдачу выписки из него бывшему студенту. Вместе с ней выдается оригинал документа об образовании, использованного для поступления. Студент, в свою очередь, сдает зачетную книжку и студенческий билет.
№ 6. Оформление статуса студента в новом
Завершающая стадия рассматриваемой процедуры предусматривает оформление договора на получение образовательных услуг по новому месту обучения. Параллельно оформляются другие необходимые документы – приказ о зачислении, студенческий билет и зачетная книжка. После этого можно переходить непосредственно к учебе и получению высшего профессионального образования.
Несколько советов студентам, которые решили перевестись
Приведенная выше пошаговая инструкция достаточно проста и понятна. На практике ее реализация нередко оборачивается возникновением проблем, чаще всего – в старом учебном заведении. Чтобы минимизировать их вероятность, рекомендуется следовать нескольким советам:
- внимательно изучить собственные права и обязанности вуза, например, по выдаче справки о периоде обучения, на что дается всего пять дней;
- предпринимать действия по переводу сразу после принятия решения, не дожидаясь окончания сессии или семестра;
- не имеет смысла закрывать академические «хвосты» в старом вузе, намного правильнее сосредоточиться на обучении в новом;
- при возникновении любых проблем или вопросов сразу обращаться за консультацией к сотруднику приемной комиссии учебного заведения, выбранного для дальнейшей подготовки.
Далеко не всегда переход из вуза в другой происходит быстро и без конфликтов. Следование пошаговой инструкции и приведенным в статье рекомендациям позволит сделать процесс максимально оперативным и безболезненным.