Меню
Колледж
Назад
Назад
Колледж

Современные проблемы обучения в вузе

Содержание:

  1. Современные проблемы обучения в вузе
  2. Преимущества обучения в ИМЭС и как в него поступить

Сейчас система образования далеко не совершенна: студенты, поступив на желанную специальность, быстро теряют интерес к учебе, начинают пропускать занятия и пренебрегают выполнением домашних заданий. Почему так происходит? Разберем главные современные проблемы обучения в российских университетах.

Современные проблемы обучения в вузе

В каждом учебном заведении есть свой набор слабых мест и недостатков. Познакомимся с наиболее явными проблемами, типичными для большинства вузов страны, в первую очередь государственных.

Плохая материальная база

Каждое образовательное учреждение имеет собственную учебно-материальную базу. В первую очередь к ней относят собственно учебное здание и учебные кабинеты или аудитории, мебель, качество ремонта помещений. В список также включают:

  • лаборатории и их оборудование;
  • мастерские и студии;
  • технические средства – компьютеры, мультимедиа и др.;
  • библиотеки и читальные залы;
  • учебную и методическую литературу;
  • спортивные залы, площадки и стадионы, спортивный инвентарь;
  • медицинский кабинет;
  • столовые и буфеты.

Хорошая материальная база в университете влияет на качество и скорость обучения, усвоение материала. К тому же она имеет прямую связь со здоровьем и безопасностью учащихся.

К сожалению, в числе актуальных проблем вузов России, в частности государственных, часто недостаточное материальное обеспечение учебного заведения. Это связано с нехваткой финансирования. Выделяемых средств часто недостаточно, чтобы обеспечить все вузы качественным ремонтом, современной мебелью и техникой, учебной литературой, лабораторным оборудованием и т. д.

Многие студенты вузов вынуждены заниматься в плохо отапливаемых аудиториях с ремонтом 40-летней давности, осыпающейся штукатуркой, протекающей крышей. Учат их по устаревшим учебникам, потому что средств закупить новые учебные пособия у университета нет. Прибавим к этому медленные компьютеры и парты советских времен, и станет ясно, почему так много студентов разочарованы пребыванием в бюджетном образовательном учреждении.

Преподавательская этика

Следующая проблема обучения в вузе связана с нарушением преподавателями этикета и норм морали в обращении с учащимися. Каждый студент имеет право на уважительное отношение, соблюдение норм делового общения, а также на непредвзятость и справедливость оценивания своих знаний.

На практике ситуация совсем иная. Случается, что преподаватели вузов (далеко не все, конечно) позволяют себе лишнее в общении со студентами, выказывают неуважение, обесценивают их достижения, цели и мотивы. И проявления всегда разные.

Так, одни преподаватели давят интеллектом и жизненным опытом, намекая, а то и открыто говоря, что учащиеся стоят намного ниже них по уровню развития. Другие апеллируют к стереотипам, делая заявления в духе «Я вам по своему предмету выше тройки не поставлю: вы девушка – вам это образование всё равно ни к чему». Третьи позволяют себе неуместные обобщения, говоря, к примеру: «Вы самая слабая группа за все мои 20 (30, 40) лет работы».

Но и этим дело не ограничивается. Некоторые преподаватели даже позволяют себе кричать на студентов, оскорблять их, к примеру, за внешний вид, увлечения, привычки. Еще хуже бывает, если учащийся не совпадает с наставником в тех или иных взглядах. Некорректные преподаватели могут фактически из принципа начать противодействовать такому студенту.

Спрашивается, зачем вузы держат у себя таких сотрудников? Дело в банальной нехватке кадров. Молодежь не слишком охотно идет преподавать, поэтому приходится держаться того состава, который есть. Возможна и другая причина: бывает, что преподаватель, ведущий себя неэтично, имеет при этом большой опыт и силен в своем предмете. И деканат факультета закрывает глаза на его неподобающее обращение со студентами.

Скучное преподавание

В число образовательных проблем вузов входит скучное изложение учебного материала. В идеале студенты должны получать удовольствие от всех занятий, стремиться узнавать новое. Преподаватели же должны мотивировать учащихся, пробуждать в них жажду знаний, интерес к своему предмету. Ведь искренний интерес – самая сильная мотивация для изучения нового, превращающая познавательный процесс в удовольствие.

Но в современных вузах всё обстоит совсем иначе. Многие преподаватели ограничиваются сухим и скучным изложением материала во время лекции. Не лучше дела обстоят и с семинарами. Семинарские занятия в норме – это доклады, обсуждения, дискуссии, интересные вопросы, обмен мнениями и поиск истины. Но часто в вузах семинары превращаются в зачитывание материала с листка с той разницей, что это делают уже сами студенты.

То же касается практических занятий. Многие университеты просто не имеют достаточной материальной базы, чтобы обеспечить регулярные занятия в лабораториях. Студенты продолжают учиться исключительно по учебникам и методичкам.

Конечно, это касается далеко не всех предметов. По-настоящему опытный и грамотный преподаватель даже с минимальными возможностями всё равно сможет сделать свое занятие интересным, вовлечь учащихся в обсуждение, общение. К сожалению, таких специалистов не так много, и это тоже одна из проблем современных вузов в России.

Устаревшие знания и методики преподавания

Можно заметить, что в большинстве государственных университетов преподавательский состав не всегда адаптирован к современным реалиям. То же можно сказать о руководстве учебного заведения. И из этого вытекает следующая проблема: преподавание идет по устаревшим методикам, а знания, которые получают студенты, уже утратили актуальность.

Связано это всё с той же нехваткой финансирования. Молодые и сильные специалисты, которые могли бы многое дать студентам, редко идут преподавать в государственный вуз. Это не та работа, о которой они мечтают. Плохие условия труда, скудная материальная база, низкий престиж профессии и, что главное, невысокая заработная плата – вот причины, по которым молодые люди с педагогическим образованием работают не по специальности. В ином случае они всё же идут преподавать, но не в бюджетные вузы, а в частные.

Так что студенты государственных вузов продолжают учиться у преподавателей по устаревшим программам. Многие понимают, что такое образование не даст им реальных знаний, необходимых для будущей работы и карьеры. В результате учащиеся разочаровываются в учебе или вообще бросают ее.

Недостаток практики

И еще одна крупная проблема вузов России – слабое применение полученных знаний на практике. А ведь именно практика – краеугольный камень освоения профессии. Теоретических знаний недостаточно, особенно если они, как это часто бывает в вузах, уже устарели.

Почему же практики не хватает в учебных заведениях? Об этом уже сказано выше: вузы просто не имеют финансовой возможности дать учащимся возможность практического применения знаний. Нет лабораторий и реактивов, нет оборудования, инструментов, технических средств. Еще хуже обстоят дела с преподаванием иностранных языков: студенты обычно читают и переводят тексты или делают упражнения по грамматике. Реальные навыки говорения у них просто отсутствуют.

Конечно, в каждом вузе есть студенческая практика, когда учащихся отправляют в школы, на производства, в фирмы, музеи, архивы, суды и т. д. Там они могут хотя бы отчасти проверить себя и свои знания. Но обычно этого недостаточно, чтобы по-настоящему погрузиться в профессию и оценить уровень своей подготовленности.

Преимущества обучения в ИМЭС и как в него поступить

Все перечисленные проблемы вузов встречаются во многих государственных учебных заведений. Гораздо лучше обстоят дела в коммерческих вузах. Те средства, которые вкладывает основатель учебного заведения, и те, что платят сами студенты, позволяют обеспечить совсем иное качество образования.

Пример тому – Институт международных экономических связей в Москве. Будучи частным учебным заведением, он лишен недостатков, типичных для бюджетных вузов. Вот его главные преимущества:

  1. Прекрасное материальное оснащение. Студенты занимаются в чистых и уютных аудиториях, к их услугам быстрые и современные компьютеры, учебная литература и др.
  2. Сильный преподавательский состав. В ИМЭС работают преимущественно молодые и инициативные специалисты. Они владеют современным обучающими методиками, умеют заинтересовать студентов, помочь им раскрыть свои способности. К тому же они делятся актуальными знаниями, и выпускникам будет проще, когда они начнут сами работать по специальности.
  3. Уважительное отношение к учащимся. В институте студенты не столкнутся с хамством, неуважением или предвзятостью преподавателей. Занятия проходят в дружественной атмосфере, учебный процесс не вызывает стресса.
  4. Упор на практику. В ИМЭС студенты могут рассчитывать не только на прочную теоретическую базу, но и на реальное применение знаний. Причем практику они проходят в министерствах и крупных компаниях столицы.

Наконец, в ИМЭС много учебных направлений, позволяющих получить современную и востребованную профессию. В их числе – Экономика, Бизнес-информатика, Государственное и муниципальное управление, Реклама и связи с общественностью и др. Поступить в институт можно по результатам ЕГЭ или (для некоторых категорий абитуриентов) по внутренним экзаменам. Подробную информацию можно получить на сайте или в приемной комиссии.

Хочешь быть востребованным специалистом
и работать в престижных компаниях?

Оставляй свой номер
телефона, мы перезвоним
  • Уточним, какие у тебя результаты ЕГЭ
  • Если нет ЕГЭ — расскажем про возможность поступления без него
  • Сориентируем по стоимости, льготам и скидкам для отдельных категорий учащихся
  • Ответим на все вопросы

Если тебя все устроит — поможем написать заявление
о поступлении и объясним,

как правильно собрать пакет документов

    Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

    Анна Сатинаева,

    консультант приемной
    комиссии
    ИМЭС

    Поиск
    Telegram
    WhatsApp
    WhatsApp
    Telegram