Качество образовательной деятельности — это комплекс характеристик образовательного процесса, определяющих последовательное и практически эффективное формирование компетентности и профессионального сознания.
Согласно части 29 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» качество образовательной деятельности характеризуется степенью соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степенью достижения планируемых результатов образовательной программы.
Показатели качества образовательной деятельности ИМЭС представлены тремя основными группами:
- показатели, отражающие организацию образовательного процесса: доступность и дифференциацию обучения; стандартизированность и вариативность программ; использование традиционных и инновационных технологий обучения, контроля и оценки, внедрение инновационных методов, средств и форм обучения, использование современных средств и методов мониторинга, способность к модификации форм и методов управления процессом;
- показатели, отражающие условия ведения образовательной деятельности: информацию о финансировании образовательной организации, ее кадровом, информационном, материально-техническом, методическом и другом обеспечении;
- показатели, характеризующие результаты обучения и ожидаемые позитивные изменения в процессе управления качеством обучения.
Оценка качества образовательной деятельности имеет целью обеспечить обучающихся, их родителей (законных представителей), научно-педагогических работников, органы управления образованием, представителей работодателей объективной информацией о состоянии развития системы образования и качества образования в образовательной организации.
Качество образовательной деятельности обеспечивают абсолютно все структурные подразделения Института.
Подразделением, осуществляющим контроль внутривузовской системы качества образовательного процесса, поведение внутренних аудитов, мониторингов качества образовательной деятельности, выработку рекомендаций по совершенствованию системы обеспечения качества образования является Отдел методического обеспечения и контроля качества образования. Сотрудники отдела осуществляют:
- сбор, обработку и составление текущих и сводных статистических данных об успеваемости и посещаемости обучающихся;
- координируют работу кафедр и других подразделений Института по вопросам организации и осуществления контроля учебного процесса;
- оказывают консультационно-информационную помощь подразделениям;
- доводят результаты аудита до заинтересованных подразделений;
- организуют внутреннюю оценку качества образования, обеспечивают контроль эффективности и качества учебного процесса, непрерывный мониторинг показателей образовательной деятельности.
Система оценки качества образовательной деятельности включает в себя внутреннюю и внешнюю оценку. Она реализуется в соответствии со следующими документами (в актуальной редакции):
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ; «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в РФ»);
- Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
- Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.06.2015 № 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 апреля 2021 г. № 245 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;
- Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 24.04.2023 № 660/306/448 «Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации аккредитационного мониторинга системы образования»;
- Приказ Рособрнадзора от 04.08.2023 N 1493 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации»;
- Письмом Минобрнауки России от 23 сентября 2021 г. № МН 10/3153 ПК «О методических рекомендациях по разработке показателей эффективности деятельности педагогических работников, относящихся к ППС»;
- Методическими рекомендациями по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 № АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций»);
- Методическими рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации по организации и проведению в образовательных организациях высшего образования внутренней независимой оценки качества образования по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры (Письмо Минобрнауки РФ от 15.02.2018 №05-436 «О методических рекомендациях»);
- ГОСТ Р 71657-2024. Национальный стандарт Российской Федерации. Технологии искусственного интеллекта в образовании. Функциональная подсистема создания научных публикаций. Общие положения (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 01.10.2024 N 1364-ст);
- Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по соответствующим направлениям подготовки (далее – ФГОС);
- Иными нормативно-правовыми документами Российской Федерации, касающимися образовательной деятельности;
- Уставом Автономной некоммерческой организации высшего образования «Институт международных экономических связей» (далее –ИМЭС, Институт) и иными локальными нормативными актами Института.